Украинские дошкольные учреждения все чаще становятся местом каких-либо происшествий. В 2016- 2017 годах в детсадах несколько раз фиксировали пищевое отравление детей или же малыши массово заражались вирусным заболеванием. Эту статистику дополняют случаи, когда конфликты воспитателей и детей доводят последних до слезных истерик, а сотрудники детсада увольняются. Родители же не имеют возможности установить причину конфликтов и потому ищут способ контролировать ситуацию. Корреспондент ГолосUA выяснял, как это можно сделать.
Ясельные тайны
Один из довольно громких детсадовских скандалов произошел осенью 2016 года в Киеве. Корреспонденту ГолосUA об этом рассказала мама ребенка, посещающего дошкольное учреждение №654. По ее словам, на данный момент, то есть уже зимой 2017 года, она и другие родители не знают деталей конфликта и не представляют, как же установить истину.
Но, судя по всему, истину устанавливать все равно придется, потому что некие события в стенах детсада довели девочку до того, что она… стала бояться ходить в туалет.
«Мы до сих пор не знаем, что же там произошло, но об этом случае уже все наслышаны. Маша (имя изменено), девочка, которая с моей дочерью посещает этот детсад, однажды заявила родителям, что боится ходить в туалет. Ее мама, как я полагаю, была в шоке. У ребенка спросили: «Тебя обидели в садике?» Нет, говорит. Но в детсад ребенок идти боится», — рассказала ГолосUA Светлана.
По ее словам, родители ребенка, услышав такое, пошли к администрации детсада и вызвали на разговор воспитателя.
«Они обратились туда, чтобы понять, что же происходит. Почему ребенок, у которого вроде бы не было конфликтов с другими детьми, вдруг стал бояться ходить в туалет. Никто не собирался скандалить, просто хотели выяснить, что же произошло. Предложили воспитателю поговорить с психологом. Та заняла оборонительную позицию, начала защищаться, оправдываться и утверждала, что никакого конфликта не было», — рассказала Светлана.
Она добавляет, что сама является мамой и уверена, что на пустом месте, то есть без причины, девочка не стала бы бояться ходить в детсад. И ужасно не только то, что ребенок такое говорит, но и то, что боится справлять свои естественные потребности, и у него могут по этой причине возникнуть проблемы со здоровьем.
«Но сложность в том, что ровесники девочки, другие дети, ничего толком сказать не могут, воспитательница утверждает, что все хорошо. И главное то, что если бы даже дети что-то конкретное рассказали, им никто не поверит. Часто ли вы слышали, чтобы верили словам детей, которые толком не могут выразить мысли, если произошел конфликт? А если, допустим, воспитатель ударила ребенка и сказала, чтобы не говорил родителям, а потом лупит его каждый день, то ребенок будет терпеть до последнего. Родители не сразу узнают об этом», — поделилась размышлениями Светлана.
Последствия конфликта
Как рассказали ГолосUA очевидцы, располагающие информацией о разбирательстве по этому конфликту, воспитательнице пришлось уволиться. Она написала заявление по собственному желанию после того, как директор настояла на этом.
«Я слышала, что когда директор вызвала воспитательницу на встречу с родителями, та сильно кричала, оправдываясь, хотя вроде бы ее никто ни в чем не обвиняет. Родители, разумеется, напуганы, переживают за ребенка, хотят разобраться», — сообщил источник. Комментатор попросила не раскрывать ее имени, поскольку не желает стать одной из сторон этого конфликта.
«Я слышала, та воспитательница ушла в другой детсад, а Машу перевели в другую группу. Но также я знаю, что воспитательница перешла в 654-й после подобного скандала из другого детсада. То есть причастность к конфликту не отразилась на ее характеристике с места работы. Либо там вообще ничего не написали, либо на некоторые факты просто смотрят сквозь пальцы. Мне рассказывали, это обычная практика: воспитатель соглашается уволиться «по собственному», но требует от директора положительную характеристику для нового места работы. Так что с точки зрения качества подбора персонала это никто не контролирует», — говорит она.
По словам юриста Сергея Онищенко, контроль над качеством подбора персонала возложен на государство. Соответственно, контролировать ситуацию в детских садах также должно государство – через районные отделы образования.
«Боюсь, государство этим не занимается, если речь идет о детских садиках. Да и как установить истину, если нет средств контроля над текущей ситуацией. Ведь даже если разбираться в детсадовских конфликтах будут сотрудники отделов образования, то они будут знать те же факты и доводы, которые сообщены родителям. А этого недостаточно для установления истины", — говорит он.
Грани истины
Возможно, ситуация изменилась бы, если бы в случае каждого конфликта между ребенком и воспитателем или в связи с подозрением на такой конфликт родители обращались в правоохранительные органы и требовали расследования.
Но обращение к правоохранителям, если речь идет о ситуации в детском саду, — редкость. Об одном из таких конфликтов сообщает Украинская служба ВВС. Журналисты издания выяснили, что в 2013 году трехлетняя девочка Катя (имя изменено), придя в гости к своей бабушке, начала бить кукол. Бабушка спросила у мамы Кати, 27-летней киевлянки Натальи (имя изменено), об условиях в детском саду, однако Наталья была уверена, что там все хорошо. «Я не связывала ее перепады настроения или случаи агрессии с детсадом. Воспитательница мне в лицо улыбалась», — рассказала мама девочки Наталья.
Катя на прямые вопросы, или бьют детей в садике, не отвечала, а потом призналась: «Бьют». «Меня не бьют, а ударяют — по лицу, по ягодицам», — передала Наталья слова дочери. Наталья позвонила родителям других детей, и оказалось, что такие случаи не единичны, однако дети говорили, что им запретили рассказывать об этом родителям.
Чуть позже выяснилось, что такие жалобы от детей на случаи насилия после пребывания в детсаду поступили еще в пятерых семьях. Но никто из родителей не обращался в правоохранительные органы – в милицию (ныне – полицию – авт.), в прокуратуру. Хотя они даже написали заявления на имя директора детсада, пожаловавшись на воспитательницу. Но впоследствии отказались от своих показаний.
При этом факт частых случаев насилия над детьми в украинских детских садиках подтверждается статистикой Национальной детской горячей линии «Международного женского правозащитного центра «Ла Страда Украина». За 2016 год данные найти не удалось. Но известно, что только за первые четыре месяца 2013 года на Национальную детскую горячую линию поступило около 1500 звонков, касающихся физического, нравственного, сексуального или экономического насилия в детских коллективах, рассказала Алена Кривуляк, консультант горячих линий.
Киевлянка Светлана высказала мнение ГолосUA, что проблема насилия над детьми в детсадах актуальна и в 2016 году.
«Я слышала, еще один конфликт между ребенком и воспитателем произошел в другом киевском детсаду. И родители, чтобы понять, что же происходит в группе, вшили малышке в одежду диктофон и несколько дней прослушивали, о чем говорилось, пока девочка была под присмотром воспитателей. Правда, я не знаю, чем закончилась эта история… Но поймите, мы, родители, не стремимся кого-то в чем-то обвинить. Искать доказательства для обвинения должны правоохранительные органы. Мы просто хотим знать, что государство как-то контролирует происходящее в детсадах и может гарантировать, что наши дети не пострадают во время пребывания там. Но мы лишены и этих гарантий, и возможности провести конструктивный диалог с воспитателем. Если происходит конфликт, чаще всего воспитатели начинают обвинять детей или родителей. А ребенок не может доказать, что он был прав. И я была бы не против, если бы в детсадах работали видеокамеры, с которых можно снять запись произошедшего за день. Или если бы можно было организовать такой диалог с воспитателем, который позволяет понять, какой человек перед тобой, на что он способен, как он выполняет свою работу», — сказала она.
Как сообщил ГолосUA информированный источник, бывший сотрудник дошкольного учреждения, «с улицы» в детсад воспитателей на работу, как правило, не принимают.
«Воспитателей в детсады набирают чаще всего по рекомендации с предыдущего места работы, а не через размещение вакансий в Интернет. И, например, в киевских детских садах воспитатели очень держатся за свою работу, потому что у них довольно высокая зарплата – около 9000 грн», — сообщил комментатор.
Он добавил, что конфликты между детьми и воспитателями имеют место быть, но нельзя однозначно сказать, что в этом виноват только персонал детсада.
«Как я считаю, работу воспитателей детсадов стоит считать достаточно сложной. В современной жизни, когда украинцам приходится не только детей воспитывать, но и справляться с экономическими проблемами, многие дети, попадая в детсад, ведут себя неадекватно. Как говорят воспитатели, дети перенимают модель поведения в семье и если в семье тревожная обстановка, дети тревожно и нервно ведут себя также в детском саду. Но, как можно предположить, ни один родитель не признается, что его ребенок слишком эмоционален, не сдержан, тревожен, порой действительно неадекватен. Родители склонны считать, что если дитя расстроено, взбудоражено, то это исключительно результат влияния сверстников в том же детсаду, или воспитателей», — говорит бывший сотрудник детского сада.
Как справиться с ситуацией
Бывший сотрудник детсада сообщил ГолосUA, что пока в украинских дошкольных учреждениях нет видеонаблюдения, родители могут лишь надеяться, что их сын или дочь попадут в хороший коллектив к добрым воспитателям.
«Но тут многое зависит и от директора учреждения. Родители могут поговорить с руководством и выяснить, добрый ли это человек. Переживает ли он за детей. Это можно определить, просто пообщавшись. И если директор переживает за детей, то он может отправить к психологу воспитателя или ребенка, чтобы недоразумений и конфликтов не возникало. И уж, конечно, такой директор предотвратит конфликт», — говорит комментатор.
Жительница Киева, мама, Светлана высказала ГолосUA мнение, что, учитывая сформировавшуюся тенденцию, уже просто надеяться на лучшее не стоит.
«Видеокамеры очень помогли бы. Или можно ввести систему аттестации воспитателей, во время которой можно было выяснить, насколько будущий сотрудник детсада склонен к конфликтам. Думаю, другие родители меня поддержат», — сообщила она.
Юрист С. Онищенко уверен, что настало время применять технические средства контроля над ситуацией в детсадах.
«Государство должно контролировать процесс воспитания маленьких детей. Но оно это не делает, это раз. И родителям надо предложить свою инициативу. Например, часы Smart watch, Apple watch. У меня сын, я тоже за него переживаю. Я узнал, что если эти часы надеть ребенку, то родители в режиме онлайн смогут слышать все, что происходит в комнате, где находится ребенок: разговоры, реплики, слова, шумы. Это как вариант. И надо донести проблему до Министерства образования, чтобы они подключились к процессу ее разрешения. Чтобы внедрение технических средств контроля в детсадах, оплату новшеств не взвалили на плечи родителей», — сказал ГолосUA он.
Как выяснил корреспондент ГолосUA, вопрос внедрения технических средств контроля в детсадах скоро планируют рассмотреть в Общественном совете при Минобразования. Остается надеяться, что чиновники согласятся с мнением родителей: игнорировать проблему дальше нельзя, пора принимать соответствующее ситуации решение.