Экспонаты крымских музеев, которые суд постановил вернуть Украине, пока остаются в Нидерландах на время рассмотрения апелляции. Крымские музеи заявляют, что в судебном процессе должна отсутствовать политическая подоплека. А в Украине делают политические заявления…
«Сначала вернем скифское золото, а потом и Крым»
Апелляционный суд Амстердама постановил вернуть Украине коллекцию золота скифов из музеев Крыма, которая сейчас находится в Нидерландах.
«Апелляционный суд Амстердама постановил, что Музей Алларда Пирсона должен передать скифское золото украинскому государству. Хотя эти музейные экспонаты и имеют крымское происхождение и в этой мере могут считаться частью культурного наследия Крыма, они также являются частью культурного наследия Украины, существовавшей как независимое государство с 1991 года», — заявила глава судейской коллегии Паулина Хофмайер-Руттен.
Напомним, что артефакты попали Нидерланды еще в конце 2013 года — в рамках выставки «Крым. Золото и тайны Черного моря». Выставка проходила с 7 февраля по 31 августа 2014 года. Кстати, далеко не все экспонаты коллекции имеют отношение к скифам и являются золотыми: большая часть — бронзовые и керамические.
Коллекция из 584 экспонатов (более двух тысяч предметов) и оценочной стоимостью около миллиона евро была сформирована из экспонатов пяти музеев. Четыре из них крымские: Центральный музей Тавриды, Керченский историко-культурный заповедник, Бахчисарайский историко-культурный заповедник, Национальный заповедник «Херсонес Таврический». Участвовал также Музей исторических драгоценностей Украины (он расположен на территории Киево-Печерской Лавры), но 9 сентября 2015 года все 19 участвовавших в выставке экспонатов из этого музея уже вернули в Киев.
Еще до завершения выставки 12 июня 2014 года музей Алларда Пирсона в Амстердаме получил обращения о возвращении экспонатов как от крымских музеев, так и от властей Украины. Дело в том, что договор о проведении выставки в Амстердаме был подписан с конкретными музеями, и те потребовали вернуть экспонаты по договору.
Однако, в том же договоре имелась упоминание о том, что владельцем экспонатов выступает государство Украина в лице Музейного фонда. Музей Алларда Пирсона тогда сообщил, что отказался самостоятельно решать этот спор и посоветовал обеим сторона обратится в суд.
Украинская сторона выиграла суд в декабре 2016 года. Окружной суд Амстердама тогда принял решение о возвращении экспонатов в Украину, постановив, что на основании конвенции ЮНЕСКО от 1970 года культурное наследие принадлежит суверенному государству, а Крым не является суверенным государством. Украину обязали уплатить музею в Нидерландах 111 тыс. евро за хранение экспонатов. Решение же о том, кому должны принадлежать артефакты, должен принять украинский суд после того, как они окажутся на территории Украины.
Крымские музеи подали апелляцию, которая длилась до сих пор. После решения не в их пользу, адвокат крымских музеев Роб Мейер сказал прессе, что те могут подать апелляцию в Верховный суд Нидерландов. Это может произойти в течение трех месяцев, а все время рассмотрения апелляции в Верховном суде, «скифское золото» еще не будет передано Украине, а останется в Музее Алларда Пирсона.
Тем не менее, Президент Владимир Зеленский уже заявил: «Долгожданная победа Украины в суде Амстердама! «Скифское золото» вернется в Украину. Мы всегда возвращаем свое. Сначала вернем скифское золото, а потом и Крым».
Глава МИД Дмитрий Кулеба повторил за Президентом: «Я уверен, что так же, как мы вернули «скифское золото», мы вернем наших людей и наши временно оккупированные территории». Он подчеркнул, что это большая победа, «мы вернем себе не просто музейные экспонаты, а часть нашего национального кода, реликвии, свидетельствующие о тысяче лет нашей истории».
«Это постоянная информационно-политическая деятельность»
Разбирательство может затянуться еще на несколько лет, парируют российские СМИ. Артефакты никогда ранее не покидали пределы полуострова, деньги на их содержание из Киева, якобы, не выделялись. Они были найдены в 1990-е годы, раскопками руководил Юрий Зайцев. Все две тысячи исторических артефактов, были выкопаны, отреставрированы и хранились в Крыму.
Крымские музеи, распространили заявление, в котором отмечалось, что в судебном процессе должна отсутствовать политическая подоплека: «экспонаты, являющиеся неотъемлемой частью наших коллекций, должны вернуться к своему изначальному месту нахождения — Крымскому полуострову».
Отметим, что министр иностранных дел Дмитрий Кулеба, комментируя судебное решение, говорит о работе своего министерства: «Крымская платформа — это тоже долгосрочная работа, но в то же время конце мы победим и вернем Крым в состав Украины».
Стоит напомнить, что по предварительной оценке Офиса генпрокурора, озвученной в 2020 году, общий ущерб, нанесенный Украине в результате потери Крыма, составляет более 1 трлн гривен. Сумма была установлена на основании данных материалов уголовных производств (курс гривны в иностранной валюте менялся).
Премьер-министр Денис Шмыгаль на саммите «Крымская платформа» 23 августа называл сумму в 100 млрд долларов. Организация Центр экономических стратегий представила свою оценку потерь – 135 млрд долларов.
При том что активы госкомпаний, которые были зарегистрированы непосредственно в Крыму, по состоянию на начало 2014 года составляли 2,7 млрд долларов (среди крупнейших – «Черноморнефтегаз»), эксперты считали убытки по категориям: экономика, государство, общины, финансовый сектор, граждане, частный бизнес.
Так, прямые потери активов, в которые входит доказанные залежи полезных ископаемых, в частности, нефти и газа (52,3 млрд долларов), потери банков (2,7 млрд), потери государства (14 млрд) и местных общин (1,7 млрд).
Пишут, что Украина потеряла в Крыму около 4,5% от своей общей площади. Но не всю площадь можно оценить. В частности, 20% площади занимают горы, еще 8% — водоемы. Общую стоимость 755 тыс. га посевных площадей оценили в около 3 млрд долларов.
Украинские компании стараются добиться компенсаций за изъятие крымских активов в международных судах. Так, судебные тяжбы продолжаются по делам Ощадбанка и ПриватБанка, которые вместе потеряли больше 2 млрд долларов. В Гааге рассматривают иск о возмещении 5 млрд долларов «Нафтогазу» и его дочерним компаниям.
Потери частных компаний составили 18,5 млрд долларов. На момент оккупации Крыма на полуострове было зарегистрировано 20 тысяч предприятий, чьи активы в последствии были потеряны. Среди утраченных отраслей – генерация и распределение электроэнергии, распределение газа, перерабатывающая промышленность, строительство и часть рекреационного комплекса.
Подсчитаны и убытки от потери жилья в Крыму. Эксперты оценили их в 42,8 млрд долларов – это общая рыночная стоимость жилья на полуострове. Центр экономических стратегий считают оценку потерь Украины частью информационной кампании на международных площадках. В частности — на «Крымской платформе».
Политолог Владимир Фесенко также отмечает, что «решающую роль должна сыграть недавно созданная «Крымская платформа». Он написал в соцсети: «Борьба за Крым — это не только отстаивание наших интересов на «крымские темы» в международных судах. Это тоже постоянная информационно-политическая деятельность».