Марина Иванова
12:00 09/10/2014

SOS: Украинской программе вакцинации нужна срочная «реанимация»

«Девочки, в стране уже месяца 3-4 выписывали новорожденных без вакцины БЦЖ. Ее просто нет. Но на самом сайте Минздрава написано, как опасно выписываться без нее! Ну, да ладно бы, в частной клинике сделали – так нет! Сейчас для всех и вся запрет на эту вакцину. Я уже подняла всех, кого только можно. Обещают вакцину к октябрю, и то не факт, и — индийскую экспериментальную. Кошмар!». Сентябрьский пост, найденный мной в чате «Мамаклуба» сегодня, к сожалению, в Украине — не редкость. Вот и октябрь пришел, в самом Минздраве уже и «головы» полетели – замминистра уволен, а глава министерства отстранен от исполнения служебных обязанностей, а – «воз и ныне там».

Кроме мам и пап, первыми по поводу отсутствия вакцин в стране забили тревогу педиатры. Констатировав при этом, что ситуация с обеспечением вакцинальными препаратами в Украине возникла не вчера, она ухудшается уже четыре года подряд, а сейчас просто вскрылась, как застаревший нарыв.

«Проблемы с вакцинами начались в нашей стране в начале 2010 г. Процент привитых тает на глазах. Вот уже четыре года я пишу об этом, да и по телевизору рассказываю — толку никакого: все только хуже становится», — заявил известный украинский педиатр Евгений Комаровский.

При этом медик предупредил: дефицит вакцин – это отнюдь не временные неудобства. Вследствие «истончения» иммунной прослойки населения биологическая безопасность Украины оказалась под угрозой. Если перевести его слова с «медицинского» языка на «человеческий», это значит: из-за отсутствия коллективного иммунитета не только наши дети, но и мы сами рискуем в ближайшее время подхватить ту или иную инфекцию, переболеть корью, краснухой, коклюшем, и далее по списку. А ведь известно, что детские инфекции во взрослом возрасте протекают крайне тяжело…

Однако дефицит вакцины БЦЖ – факт, что называется, уж совсем «из ряда вон». Правда, чиновники от медицины годами утверждают, что никакой эпидемии туберкулеза в Украине и в помине нет. При этом, на удивление, не отрицая, что, например, в 2012 году отмечалось увеличение уровня заболеваемости туберкулезом на 1,3 %, по сравнению с 2011. Но в Минздраве уверили: произошло это исключительно за счет «значительного улучшения диагностики».

«Дефицит вакцин – большая трагедия для государства. Ведь эпидемия туберкулеза сегодня «на пике». Да, убрали руководство Минздрава. Но если ситуация будет и далее развиваться таким образом…», — отметила первый замглавы паламентского Комитета по вопросам здравоохранения, народный депутат от КПУ Ирина Спирина, подчеркнув при этом, что факт отсутствия вакцин вызван далеко не финансовым «голодом».

«На самом деле, деньги были, оставались. Когда рассматривали бюджет 2015 года, на нашем Комитете отчитывался первый замминистра и говорил, что средства на закупку вакцин есть. А теперь – нет вакцины БЦЖ. Да такого за последние 23 года никогда не наблюдалось! Думаю, что людьми, которые допустили эпидемически опасную ситуацию в нашей стране, должна заняться прокуратура», — подчеркнула Ирина Спирина.

За разъяснениями о происходящем информагентство ГолосUA обратилось к доценту кафедры детских инфекционных болезней и детской иммунологии НМАПО им. Шупика, главному внештатному детскому иммунологу Киева Федору Лапию. И медик просто «ошарашил» нас новостью: оказывается, вакцина БЦЖ в украинских роддомах все же есть, но вот использовать ее нельзя!

«Сегодня не очень правильно говорить, что вакцина БЦЖ отсутствует. Хотя причина, по которой мы ее не используем, вряд ли успокоит родителей. Она была закуплена в 2013 году, и сейчас находится в холодильниках медучреждений на хранении – как в роддомах, так и поликлиниках», — сказал он.

При этом Федор Лапий пояснил, что в марте 2014 года закончился срок сертификации российской вакцины БЦЖ и ее обязательной перерегистрации.

«В последние годы в наше законодательство были внесены определенные изменения, и сейчас в Украине имеет право пройти регистрацию лишь вакцина, прошедшая GMP-сертификацию, свидетельствующую о практике качественного производства», — добавил врач. Правда, так и не прояснив, почему не была своевременно закуплена сертифицированная вакцина.

По мнению Федора Лапия, пока не пройдут соответствующие тендеры, проблему дефицита вакцины БЦЖ в роддомах Украины можно решить лишь «реанимационно», путем внесения соответствующих изменений в законодательство, которые бы позволили использовать уже закупленную российскую вакцину.

В то же время, по словам главного столичного иммунолога, в Киеве наблюдается дефицит не только БЦЖ, но и целого списка «обязательных» вакцин.

«Проблемы существуют с вакцинами для профилактики дифтерии и столбняка, с так называемым дифтерийно-столбнячным анатоксином. Раньше мы закупали вакцину украинского производителя "Фармстандарт-Биолек" (Харьков), но у него была отозвана лицензия на производство. И, насколько мне известно, с августа 2012 года эта вакцина в Украине не производится. Затем была вакцина российского производителя, у которой 10 июня 2014 года также закончилось действие лицензии», — сообщил Ф. Лапий.

При этом Ф. Лапий отметил, что для вакцинации детей первого-второго года жизни в Киеве закупаются бельгийские и французские вакцины.

«Пока они в столице есть, но – небольшой запас. Если же говорить о профилактике кори, краснухи, эпидемического паротита, мы получили дополнительную поставку того, что нам было положено в 2013 году», — добавил он.

Если не учитывать «реанимационных» мер, выходом из ситуации «вакцинального голода» в Украине, по мнению Ф. Лапия, могла бы стать скорейшая адаптация нашего законодательства к законам ЕС.

«В Евросоюзе существует единственная организация, проводящая сертификацию вакцин – Европейское медицинское агентство. Все страны Европы пользуются единым регистрационным центром, не проводя собственную сертификацию. Такой вариант нужно рассматривать и в Украине, для упрощения поступления вакцин на наш рынок. Или – разрешить вопрос дозакупки вакцин, зарегистрированных в ЕС, когда в этом смогут принимать участие не только наши внутренние дистрибьюторы», — подчеркнул он.

Но это – перспектива далекого или не столь отдаленного будущего. Пока же треть украинских новорожденных остаются беззащитными перед страшной угрозой инфицирования палочкой Коха, выписываясь из роддома без прививки БЦЖ. И это, к сожалению, по-прежнему больше «головная боль» родителей, а не государства.

Читайте также по теме