С наступлением последнего месяца лета начинает чувствоваться дыхание осени – ночи становятся длиннее, дни короче. Поспели яблоки, груши, виноград. На ярмарках пестрят банки с разноцветным медом. В августе по очереди идут к нам замечательные праздники – Спас Медовый (14 августа), Спас Яблочный (19 августа) и Спас Ореховый (29 августа). О традициях и особенностях этих православных праздников ГолосUA расспросил украинских священнослужителей.
Спас один — Иисус Христос
Само слово Спас происходит от слова Спаситель. Спасы названы в честь Иисуса Христа-Спасителя. У каждого из Спасов имеется свое церковное название. А народные «съестные» названия пришли к нам из глубины веков.
Первый — Медовый Спас, Маковей, Мокрый Спас. Его церковное название — Происхождение Честных Древ Животворящего Креста. 14 августа также начинается Великий Успенский пост, который длится две недели — до 28 августа — праздника Успения Пресвятой Богородицы.
По словам советника Украинской православной церкви, протоиерея Георгия Коваленко, в украинской православной церкви, как и повсюду, Спас один — это Господь и Бог наш Иисус Христос – Спаситель.
«В народной традиции есть соответствующие названия к праздникам Спаса. Человек любознательный всегда задумывается, что же означает Первый Спас. Когда он начинает воцерковливаться, то понимает, что Первый Спас — это как раз вынесение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Второй Спас – это Преображение Господне. Третий Спас – это нерукотворный образ Спасителя. Три Спаса — это как три Пречистых – три праздника Богоматери», — поясняет отец Георгий.
В сознании нашего народа произошел дивный сдвиг – мак объединяется с Маковеем. Однако Маковей к маку не имеет никакого отношения, отмечает Георгий Коваленко.
14 августа – день поминовения семи мучеников Маккавеев, их матери Соломонии и учителя Елеазара, принявших мученическую смерть за христианскую веру в 166 году до н. э. Как раз именно в этот период в Древней Руси начинался сбор урожая мака. Созвучные слова «мак» и «Маккавеи» наложились друг на друга и дали Первому Спасу народное название – Маковей.
«Уверен, если человек вспоминает о Маковеях и хочет верить разумно, как тому учит Священное писание, то он дойдет от этих традиций до понимания истинной сути праздников», — отмечает священнослужитель.
Благодаря народным названиям и традициям мы сберегаем память о праздниках. Главное – не утратить сам смысл праздника. Когда мы забываем о смысле, то говорим не просто Спас, а Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы, — в этом случае иногда мы утрачиваем смысл праздника. Мы должны идти от Первого, Медового Спаса – вынесение Святых Древ, уточняет протоиерей.
Народные «съестные» названия
Три Спаса в августе – это рекордсмены по количеству традиций, освящений и обрядов. В первый Спас народ освящает мед нового урожая и травяные букетики. На Второй Спас люди несут в церковь яблоки, на третий — орехи.
«Уверен, что любая народная традиция – это украшение, от которой нельзя избавляться, поскольку тогда остается сухой остаток и нет тех ступенек, по которым человек подымался бы к сердцу этого праздника», — отмечает отец Георгий.
По его словам, традиция массового освящения возникла потому, что люди жили по другому календарю — не такому, по которому мы сейчас живем.
«Никто раньше не говорил, что, к примеру, сегодня – 14, 19 или 29 августа. Люди жили по церковному календарю. Народ отмечал, что в дни церковных праздников происходили те или иные события в природе: созревали плоды, ягоды, начинается сбор меда. У христиан всегда существовала традиция приносить на благословение в церковь в первую очередь все, что начинало родить. Только после того, как освящались первые плоды или первый мед, начинали употреблять или фактически собирать урожай. Думаю, эта привязка имеет свои корни, которые не лежат в церковной традиции. В богословии этого нет. Нет богословия меда, нет богословия мака», — поясняет протоиерей.
Согласно народным традициям, на Первый Спас люди освящали воду в родниках, реках и колодцах. Отсюда еще одно его название — Мокрый Спас. Христиане издавна старались искупаться в течение дня, веря в целебные свойства воды. В народе бытует поверье, что после 14 августа купаться не стоит, поскольку на пользу оно не пойдет, можно заболеть, а то и утонуть.
По сей день в Украине жива традиция освящать «маковейчики» — букеты, оберегающие дом в течение всего года.
Освящать нужно виноград
19 августа — следующий чудесный праздник – Яблочный Спас – Преображение Господне.
«На Преображение нужно освящать, в общем-то, не яблоки, а виноград, из которого делается вино, используемое потом для причастия», — говорит протоиерей.
Господь разумно все устроил, объединив духовное и материальное. Господь – Спас — это богочеловек, а церковь – это богочеловеческий организм.
«Думаю, все церковные учреждения, соединяясь с народными традициями, открывают дополнительный смысл того, что все, что сотворено Богом, сделано премудро, установлено с пониманием и духовных, и материальных потребностей человека. И мы должны этому радоваться и прославлять Бога, который премудро сотворил этот мир», — говорит отец Георгий.
К слову, в народе бытует наивная традиция не есть яблоки до наступления Преображения, поскольку считается, что женщинам, утративших маленьких детей, нельзя есть яблоки, поскольку в раю Богородица дает их деткам золотые яблочки, отмечает священнослужитель.
Любые народные традиции нельзя отбрасывать, уверен он, их нужно переосмысливать, преображать и наполнять христианским смыслом.
Существует хорошая традиция оставлять яблоки в церкви для сирот, обездоленных и заключенных. Эта хорошая традиция не утрачена. Кстати, у церкви всегда, не только в праздники, собирается много людей, которые приходят на церковные обеды, мм помогают священники, говорит Георгий Коваленко.
29 августа наступает Третий Спас – Ореховый, Хлебный. Это церковный праздник Перенесения Нерукотворного образа Господня.
К этому времени окончательно поспевают лесные орехи. Наши предки собирали их и устраивали гуляния с особенными ритуалами – с загадыванием желаний, с гаданиями. Люди старались собрать как можно больше орехов, ибо считалось, что от их количества зависит количество радости в семье.