«Спасательный круг» для франковской коммуналки

«Глобальное» реформирования жилижно-комунального хозяйства в Ивано-Франковске началось с избранием депутатов новой каденции. То, что делать изменения в коммуналке нужно срочно, понимали без исключения все, ведь коммунальные предприятия оказались в шаге от пропасти. По замыслу, новая программа реформирования даст шанс жилищно-эксплуатационным организациям города на модернизацию и обновление, а жителям – на получение качественно новых услуг и возможность выбора их исполнителя, а также влияния на формирование тарифов.

Альтернатива неудачным попыткам реформирования

В мэрии решили пойти несложным путем — признать девять жилищно-эксплуатационных организаций и несколько коммунальных предприятий банкротами. Такой была главная идея предложенной на рассмотрение депутатов программы реформирования ЖКХ мэром Ивано-Франковска.

Однако, на удивление мэра, депутаты горсовета предложили альтернативный проект решения программы реформирования ивано-франковской коммуналки. Более того, в решение внесли пункт, которым признали работу городского головы в сфере ЖКХ в течение 2006-2010 годов неудовлетворительной, обвинив его в том, что именно он довел жилищно-коммунальную отрасль к банкротству. Депутаты напомнили Виктору Анушкевичусу неудачную попытку реформирования жилищно-коммунального хозяйства путем создания на базе действующих ЖЭО девяти компаний. «То решение, предложенное бывшим руководителем Управления жилищно-коммунального хозяйства, было неправильным. Фактически, речь шла лишь о смене вывески. Однозначно такой вариант не менял ситуацию, за что руководитель УЖКХ и был уволен», – оправдывался тогда мэр Ивано-Франковска.

Что касается альтернативной программы реформирования городского хозяйства на 2011-2015 годы «Реформы, порядок, развитие», внесенного на рассмотрение сессии депутатами, то «спасательным кругом» для коммуналки Ивано-Франковска должен стать «Единый расчетный центр» – компания, которая будет управлять жилым фондом города, находящимся на ее балансе, а также обеспечивать надлежащую эксплуатацию и содержание имущества.

При обсуждении нового проекта решения в него внесли пункт, которым обязали УЖКХ, Фонд коммунальной собственности и руководителей ЖЭО осуществить передачу недвижимого имущества, в том числе жилищного фонда, коммунальному предприятию «Единый расчетный центр». Это, по мнению депутатов горсовета, должно уберечь от утраты контроля за жилищным фондом Ивано-Франковска и помочь в дальнейшем эффективно эксплуатировать жилье.

Таким образом, «Единому расчетному центру» передается жилой фонд, который сейчас есть на балансе ЖЭО – примерно 1800 домов. Решение горсовета не касается другой коммунальной недвижимости и жилищного фонда, находящегося в собственности или на обслуживании частных ЖЭКов, ОСМД или кооперативов.

«Единый расчетный центр» как «спасательный круг» для ЖКХ

На одной из сессий Ивано-Франковского городского совета была утверждена новая редакция устава «Единый расчетный центр». В ней отмечается, что данное предприятие создано для осуществления хозяйственной и управленческой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей нанимателей, арендаторов и собственников жилья в жилищном фонде и нежилых помещений, в части предоставления жилищно-коммунальных услуг; обслуживания объектов благоустройства, а также обслуживание граждан, субъектов предпринимательской деятельности, учреждений и организаций различных форм собственности по вопросам их информационно-аналитического и консультационного обеспечения, осуществления иной хозяйственной деятельности с целью получение прибыли.

Основной целью деятельности «ЕКЦ» определено управление жилищным фондом территориальной громады города Ивано-Франковска, находящимся на его балансе; объявление конкурсов на предоставление жилищно-коммунальных услуг и заключение договоров с их победителями, контроль за их исполнением, принятие выполненных работ (проведение технадзора); технический надзор за эксплуатацией, реконструкцией, текущим ремонтом зданий и сооружений и придомовых территорий, заказ проектно-сметных работ, а также создание и ведение единой информационной системы автоматизированного учета жилищно-коммунальных платежей, проведения начисления и оплаты за жилищно-коммунальные услуги в разрезе отдельных собственников квартир, квартиросъемщиков, домов (подомовой учет), видов услуг и их поставщиков.

Кроме этого, «Единый расчетный центр» будет заключать с жильцами (потребителями) договоры на управление домом, сооружением или группой домов и по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий; заключать с производителями жилищно-коммунальных услуг договоры на предоставление услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, зданий, сооружений, отдельно по каждой из услуг, с учетом накладных расходов предприятия.

Предприятие будет производить начисления оплаты за жилищно-коммунальные услуги, осуществлять оперативную обработку, учет и накопления информации о поступлении платежей от потребителей, формирование и выдачу управленческой, технологической, платежной и другой документации для балансодержателя и исполнителя жилищно-коммунальных услуг, а также получать и при неуплате – взимать с потребителей плату за предоставленные жилищно-коммунальные услуги.

Иными словами, «Единый расчетный центр» станет от имени жителей главным заказчиком, а жилищно-эксплуатационные организации – исполнителями услуг по содержанию жилья. По словам директора центра Вадима Войтика, пока ЖЭО будут выполнять свои функции, однако уже в 2012 году услуги, которые они предоставляют, поэтапно будут вынесены на конкурсы.

Смогут ли жилищно-эксплуатационные организации удержаться и эффективно работать на рынке услуг по содержанию жилья, – вопрос интересный. Дело в том, что сейчас в областном центре Прикарпатья нет других предприятий, кроме жеков, которые бы предоставляли все услуги по содержанию жилья. Вскоре расчетный центр  будет сформирован и утвержден полный перечень услуг, который вынесут на конкурс. Не исключено, что найдутся фирмы или предприятия, которые смогут предоставлять если не все, то хотя бы часть услуг из перечня качественно и по приемлемой для жителей цене. Тогда и возникнет вопрос о конкурентоспособности жилищно-эксплуатационных организаций, а в дальнейшем, возможно, и целесообразности их существования.

Получайте то, что считаете нужным

Как утверждают в «Едином расчетном центре», прозрачная система коммунальных платежей – одна из главных задач, которую ставит перед собой новосозданное коммунальное предприятие. Уже в ноябре этого года будет действовать автоматизированная система платежей. Каждый житель Ивано-Франковска сможет зайти на специальный сайт, ввести свой пин-код и увидеть историю своих платежей, тариф, его расшифровку и информацию о том, кто эту услугу оказывает.

Кроме этого, среди задач «ЕРЦ» в частности, да и программы реформирования ЖКХ в целом, – новое качество предоставления услуг, чего и пытаются достичь разделением функций заказчика и исполнителя. И, самое главное для жителей города, – они сами будут выбирать исполнителей, а также формировать тариф, выбрав услуги, которые хотят получать, и отказавшись от того, что им не нужно.

В ближайшее время предприятие ожидает колоссальная работа по утверждению подробных тарифов и подомовые общественные слушания по их согласованию. Уже к 1 ноября «Единый расчетный центр» должен провести слушания по 1800 домах Ивано-Франковска.

Ивано-Франковский горсовет утвердил также новый перечень услуг по содержанию домов и придомовых территорий (квартирной платы) и порядок проведения общественных слушаний по этому поводу.

Как пояснил директор расчетного центра Вадим Войтик, все 15 услуг разделены на три категории: обязательные (техобслуживание домовых сетей, дымово-вентиляционных каналов, освещение мест общего пользования и вывоз мусора), первоочередные (уборка лестничных клеток, установка домофонов, вывоз жидких отходов) и дополнительные (осуществление дератизации, уборка подвалов, обслуживания детских площадок и т.п.). От первой категории услуг жители отказаться не могут. От второй смогут отказаться, если этого пожелают не менее 75% жителей, а от третьей категории – с согласия более 50% жителей дома.

Порядок назначения общественных слушаний и проведения, а также доведения необходимой информации до жителей регламентирует принятое горсоветом отдельное положение. В частности в нем говорится, что «после расчета размеров тарифов Исполнитель услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий обращается к Организатору с предложением о проведении соответствующих общественных слушаний, а также определение графика их проведения по каждому дому и ответственных должностных лиц».

Отмечено, что общественные слушания необходимо провести по 1800 домов города, поэтому возможно проведение нескольких слушаний в одном помещении. Организатор обязан не позднее чем за семь дней до проведения общественных слушаний проинформировать об этом потребителей услуг путем размещения объявления на информационных стендах в подъездах и около домов, на официальном сайте Ивано-Франковского городского совета и в газете «Западный курьер».

Интересно, что общественные слушания могут считаться состоявшимися, независимо от количества жителей, которые примут в них участие, даже если на слушания не придет ни один из жителей дома, которые в предусмотренном порядке были о них осведомлены, – эти слушания будут считаться состоявшимися. Участие в слушаниях может принять каждое лицо, зарегистрированное в жилом доме, по которому они проводятся.

Если же в Единый расчетный центр поступит обращение граждан относительно некачественного выполнения услуг, то предприятие будет осуществлять проверку, выдвигать претензии производителю услуги, который должен будет устранить недостатки или провести перерасчет за некачественно выполненные услуги. Зафиксированое систематическое невыполнение услуги или ее низкое качество чревато расторжения соответствующего договора и новым конкурсом.

Следовательно, до 1 ноября 2011 года со всеми жителями Ивано-Франковска должны заключить договора, по каждому дому сформируют свой тариф, утвердят его на исполкоме, возможно, изменят перечень услуг и их исполнителей. А дальше горожане должны почувствовать на себе, что жилищно-коммунальное хозяйство «реформируется, упорядочивается и развивается».

Читайте также по теме