Мы часто переживаем за тех, кто лежит без сна среди ночи — но, оказывается, такая бессонница могло бы сыграть положительную роль и для нас. Ученые на протяжении 20 лет исследовали неестественность восьмичасового сна, а сейчас их поддержали и историки.
В начале 1990-х, психиатр Томас Вер (Thomas Wehr) проводил эксперимент, в котором группу людей перемещали в темноту на 14 часов ежедневно в течение месяца. Некоторое время ушло на то, чтобы отрегулировать их сон, но на четвертую неделю ситуация наметилась в очень четкий сонный узор. Сначала они спали 4 часа, затем просыпались на один-два часа и снова на четыре часа засыпали. Хотя, на ученых это произвело впечатление, среди основной публики идея, что мы должны спать 8 часов преобладает.
Недавно теория о том, что человеческий сон состоит из двух отдельных отрезков, вновь всплыла на поверхность, но не более чем возможная часть истории.
На протяжении 20 лет, историк Роджер Екирх (Roger Ekirch) интенсивно исследовал человеческие взаимоотношения с темной частью суток (ночью) в своей книге: «День завершается: Ночь в прошлом». В дневниках, протоколах судебных заседаний, медицинской литературе и художественной литературе — от "Одиссеи" Гомера до антропологического учета современных племен в Нигерии — он нашел более 500 упоминаний о сегментированной картине сна.
Екирх верит, что картина 1595 Яна Санредама (Jan Saenredam) является доказательством значительной активности людей ночью. /> Как и исследования Вера, эти факты (на картине) описывают первый сон, который начался через 2 часа после наступления сумерек, продолжился периодом, когда человек проснулся и не спит один-два часа, а затем снова период засыпания — второй сон. Екирх считает, что это не просто количество ссылок, а иллюстрация, что они (люди) относятся к этому, как будто это было известной истиной (авт. ночная бессонница).
На протяжении периода бессонницы люди были достаточно активными. Они часто вставали с постели, посещали туалет, курили, а некоторые даже посещали соседей. Большинство людей оставалось в кровати: читало, писало и зачастую молилось. Бесчисленные молитвенники конца 15 века предлагали специальные молитвы, которые человек мог провозглашать в тот промежуток времени, когда не спал.
И эти часы не были часами одиночества — люди часто общались в постели, занимались сексом. Во Франции в XVI в. врачи даже подсказывали парам, что лучшее время забеременеть это не конец долгого рабочего дня, а время после первого сна, когда «они могут получить больше удовольствия» и «сделать это лучше».
Екирх обнаружил, что ссылка на первый и второй сон начали исчезать в конце XVII в. Все началось с городского высшего класса в Северной Европе и на протяжении следующих 200 лет распространилось на остальную часть западного общества. К 1920 году идея первого и второго сна полностью исчезла из общественного сознания. Он считает, что начались эти сдвиги после улучшения уличного освещения, внутреннего (домашнего) освещения и роста количества кафе — которые иногда были открыты всю ночь. Так, как ночь стала местом для законной активности и активность соответственно возросла, так и время для отдыха автоматически уменьшилось.
Крейг Козловский (Craig Koslofsky), в своей книге «Империя Вечера», выдвинул версию того, как это произошло. «Ассоциации с темной частью суток в 17 в. были недостаточно хорошими», — говорит Козловский. — Ночь была популярным местом встречи для людей с плохой репутацией — преступников, проституток, пьяниц. «Даже богатые, которые могли позволить себе при свете свечей разнообразнейшим путем тратить деньги, считали неприличным гулять всю ночь».
Ситуация изменилась в результате Реформации и Контрреформации. Протестанты и католики привыкли к проверкам спецслужб в ночное время в период преследований. Если раньше ночь принадлежала нечестивцам, теперь эксплуатировать темное время суток привыкли порядочные люди.
В 1667 году Париж стал первым городом в мире с освещенными улицами. Использовали свечи из воска в стеклянных лампах. В том же году эстафету перенял Лилль, а через 2 года Амстердам, где использовался и был изобретен эффективный масляный фонарь.
Лондон не присоединялся к этой инициативе в 1684 году, но к концу века более 50 крупных городов Европы имели уличное освещение в ночное время. Ночь стала модной и лежать часами в постели считалось пустой тратой времени. «Люди все больше и больше осознавали значение времени и становились чувствительными к эффективности его использования», — утверждает Роджер Екирх. — «Но промышленная революция усилила это отношение — осознание значения времени росло как на дрожжах».
Убедительные доказательства изменения отношения ко сну содержатся в медицинском журнале 1829 года, где врачи настаивают, чтобы родители заставлять детей спать частями — они имели в виду первый и второй сон. «Если нет болезни или каких-то непредвиденных обстоятельств, то нет необходимости в дополнительном отдыхе — соответствующие силы получены в период первого сна. Если же они обращаются с просьбой поспать второй, то нужно одновременно учиться рассматривать второй сон как несдержанность, что не добавляет им чести».
Сегодня, кажется, большинство людей хорошо приспособилась к восьмичасовому сну, но Екирх считает, что большинство проблем сна имеет корни в естественном желании человеческого тела к сегментированному сну. Это может быть причиной человеческого состояния, которое называют бессонницей, когда люди просыпаются среди ночи и потом не могут уснуть, — предполагает Екирх.
«В течение существенной части эволюции мы спали определенным образом», — говорит психолог Грег Якобс (Gregg Jacobs). «Просыпаться ночью — это часть нормальной физиологии человека».
Идея, что мы должны спать консолидированным блоком может быть опасной, по словам психолога, если это (восьмичасовой сон) заставляет людей просыпаться ночью озабоченными и эта же тревога может стать причиной отсутствия сна как такового и, конечно же, это будет проявляться и в реальной жизни.
Рассел Фостер, профессор суточной неврологии (биологические часы) в Оксфорде, разделяет эту точку зрения. «Многие просыпается ночью и паникует», — отмечает он. — «Я говорю им, что то, что они чувствуют это — возвращение к би-модальному частичному сну». Но большинство врачей, как и раньше, не признает, что консолидированный восьмичасовой сон может быть неестественным. «Более 30% проблем со здоровьем, с которыми сталкиваются врачи, прямо или косвенно зависят от сна. Но сон проигнорировали в медицинских учебных заведениях и сейчас очень мало центров, где изучают сон», — говорит он.
Якобс предполагает, что период бессонницы между первым и вторым этапом сна, когда люди вынуждены отдыхать, мог бы сыграть важную роль в способности человека естественно регулировать напряженность.
На основании многих исторических фактов Екирх обнаружил, что люди использовали это время (бессонница), чтобы мечтать. «Сегодня мы на это тратим меньше времени», — говорит доктор Якобс. — «Это не случайно, что в современной жизни число людей, которые сообщают о тревоге, стрессе, депрессии, алкоголизме, наркомании — растет».
Так что в следующий раз, когда вы проснетесь посреди ночи, вспомните своих доиндустриальных предков и «take it easy».
Полежать в постели без сна иногда так полезно!
Стадии сна.
Каждые 60-100 минут мы проходим цикл, состоящий из четырех стадий сна
Этап 1: сонливость, расслабленное состояние между бодрствованием и сном — дыхание замедляется, мышцы расслабляются, пульс замедляется
Этап 2: глубокий сон — вы можете чувствовать себя бодрым и это означает, что много ночей вы можете спать и не знать этого
Этапы 3 и 4 или глубокий сон — очень трудно просыпаться от глубокого сна, потому что замедленна деятельность организма.
После глубокого сна, мы возвращаемся к 2 стадии, которая длится несколько минут, а потом приходит Сон Мечты — также называют его «быстрое движение глаз» — который наступает, когда вы мечтаете.
В полный цикл сна, человек проходит все стадии сна, от одного до четырех, а затем обратно вниз по лестнице, три и два, прежде чем войти в Сон Мечты.
BBC World Service
Переклад Т.Хмельницька.