Услугами такси, так или иначе, пользовался каждый украинец, однако до европейского уровня перевозок нашей стране еще очень далеко. Хотя в начале 2014 года правительство обещало, что украинцы станут свидетелями масштабных перемен в сфере данного вида транспорта, в частности, в Киеве.
Так, согласно заявлениям, сделанным Департаментом транспорта городской администрации еще в январе, в Киеве в текущем году должны были открыть более трехсот стоянок такси, где пассажиров будут ждать лицензированные перевозчики. Более того, предполагалось, что каждый автомобиль-такси будет оборудован таксометром, книгой жалоб и предложений, а также иметь опознавательные знаки — «шашечки» на крыше авто. Но по состоянию на сегодня, как говорится, воз и ныне там. И нелегальные перевозчики, а их более 70%, продолжают активно работать в Киеве.
Так, в пресс-службе Мининфраструктуры признают, что служб такси в Украине, у которых есть свой собственный автопарк, не более 20 %, а остальные перевозчики работают через диспетчерские, которых только в Киеве не менее трехсот.
По словам таксиста Олега Самойленко, такие диспетчерские в Киеве работают определенному принципу: запрос клиента сбрасывается через диспетчера на сервер, а оттуда его может принять любой частный автовладелец и забрать клиента.
«Общую для многих диспетчерских служб базу заказов мы называем «бочка». И доступ к этой базе имеет абсолютно любой человек, который просто установил на свой мобильный телефон определенную программу. Эта программа подключает каждого желающего к «бочкам» и потом уже водитель сам подхватывает удобные для него заказы. Так и работаем..», — пояснил мужчина.
Однако это не всегда удобно пассажиру, так как единых тарифов на проезд в такси нет.
«Меня возмущает нестабильная система тарифов! Каждая служба такси устанавливает свои цены на проезд, и зачастую о новых расценках узнаешь в последний момент. Или бывает так, что срочно нужно такси, звонишь в диспетчерскую и ждешь 15 минут, но машину так и не находят. Однако тут же перезванивают с другой службы такси и предлагают подать автомобиль в течении 5 минут, но цена за проезд возрастает на 15-25 грн. А так как время, порой, уже «поджимает», то приходится соглашаться и ехать по завышенной цене», — возмущается киевлянка Светлана Охрименко.
Кроме того, под названием «такси» пассажиру могут подать абсолютно любой автомобиль без опознавательных знаков. Также нет никакой уверенности в том, что техническое состояние машины и адекватность водителя хоть кто-то проверял.
И пассажирам не стоит забывать о том, что пользуясь услугами нелегальных перевозчиков, клиент не всегда прав, так как автомобиль — это частная собственность. Но все же, лучше пользоваться услугами такси, которые более-менее разрекламированы.
Как рассказал гендиректор одной из столичных служб такси Владимир К., вызов такси через диспетчера — это хоть какая-то гарантия того, что пассажиру назовут окончательный тариф и доставят по нужному адресу без особых проблем.
«После звонка в службу такси, пассажиру приходит смс на его номер мобильной связи с информацией о том, когда приедет машина, каковы ее номерные знаки, мобильный телефон водителя и какой будет тариф. Вся эта информация, в случае необходимости, поможет пассажиру, если у него будут претензии к техническому состоянию авто или поведению таксиста», — пояснил он.
С гендиректором столичной службы такси согласна и юрист Александра Богдановская.
«Если вас, как пассажира, оскорбили, не доставили по заранее названому адресу или возникли еще какие-то форс-мажорные обстоятельства, то можно пожаловаться на нерадивого таксиста, и написать заявление в службу такси», — сказала она.
По ее словам, такое заявление пишется в произвольной форме, где необходимо описать ситуацию, «которая, по вашему мнению, нарушила ваши права и интересы».
«Очень важно не забыть указать в заявлении номер машины, дату и время вызова такси. После этого, необходимо передать данное заявление в службу такси, где, вероятнее всего, с нарушителем ваших прав, как пассажира, разберутся», — пояснила А. Богдановская.
А пока пассажирам, которые заказывают машину в службе такси, остается только надеяться на комфорт, безопасность на дороге, умеренные тарифы и пунктуальность водителя. Но, к сожалению, на практике, далеко не каждая из таких служб стремится в полной мере удовлетворить потребности своих клиентов..