Быть в Европе – значит быть на равных с европейцами. И это касается как гражданских прав, так и бизнес-возможностей. И если первый вопрос все еще регулируется, то зеленый свет бизнесу был дан еще полтора года назад. Только прорыва не случилось. Причин тому много, но базовая из них – недоверие самих украинцев к своему продукту. Особенно отчетливо это видно в категории технологичных товаров.
Стереотип о том, что в Украине нет своей техники, давно укоренился в головах потребителей. Если смотреть на показатели, то это действительно так: на экспорт идет агропродукция и сырье. И здесь получается замкнутый круг – продукции нет, но и появиться ей неоткуда, раз никто не верит в возможности отечественной промышленности. Тем не менее, выход возможен: выход на украинский рынок западных компаний позволяет изменить отношение к маркировке madeinUkraineи дает новые возможности для развития местному бизнесу.
Показательный пример – опыт шведской компании Electrolux, которая еще в 2011 году открыла завод в Ивано-Франковске. На производстве было установлено современное оборудование, персонал прошел обучение, была внедрена международная система контроля качества EMS (Electrolux Manufacturing System). Стиральные машинки, которые здесь выпускают, соответствуют не только международным стандартам, но и местным реалиям – на заводе производят узкие и сверхузкие модели, которые имеют вдвое меньший размер при стандартных объемах загрузки, что удобно для квартир с маленькой ванной.
Техника из Ивано-Франковска хорошо продается в странах ЕС. По дизайну, качеству материалов и сборки она полностью соответствует европейским стандартам. При этом больше половины себестоимости стиральной машины приходится на украинских производителей. Это значит, что производитель активно привлекает местных подрядчиков, сохраняя высокие требования к качеству. При этом условия для работы с Electrolux включают не только стабильные показатели производства, но также финансовую прозрачность и соблюдение всех трудовых прав. Более того, шведский производитель решил не только поддерживать местный бизнес, но и работает над изменением отношения украинцев к товарам, сделанным в нашей стране.
«В Украине мы увидели, что потребители скептически настроены к товарам, собранным в их стране. Конечно, тут играют роль еще советские мифы, – комментирует Александр Кузик, директор ДП «Электролюкс ЛЛС». – В Европе неважно, где выпущена техника, ведь качество гарантирует бренд. Предубеждения украинцев становятся стоп-фактором для западных инвесторов, что крайне невыгодно для украинской экономики. Мы же пошли иным путем – решили изучить стереотипы».
Вместе с авторами проекта Made in Ukraine Electrolu xзапустил платформу «Техно Юкрейн», где проводятся опросы потребителей, а также публикуются статьи с успешными примерами технологичного производства в Украине. Инициаторы уверены, что преодоление стереотипов – первый шаг к повышению интереса инвесторов и приходу западных компаний с их строгими требованиями. Уже сегодня местные компании, которые работают с Electrolux, закладывают основу для продвижения на рынки ЕС: ведь глобальный клиент в портфолио – серьезный плюс. Помимо этого, срабатывает принцип мультипликации – формируется круг поставщиков, которые смогут давать такой же качественный продукт и для украинских брендов. Фактически такой подход позволяет применить западные стандарты, чтобы повысить уровень производства и создать конкурентоспособный на мировом рынке продукт.