Никита Бегаль
07:11 22/06/2019

То яма, то канава: что происходит с ремонтом дорог

Сезон ремонта дорог в разгаре. Чиновники, как и прежде, рассказывают о масштабных планах по реновации дорожной сети, однако существующее финансирование отрасли растягивает модернизацию на десятилетия…  

На одном из последних заседаний Кабмина Владимир Гройсман, комментируя состояние украинских дорог, признался, что ему из-за езды по неремонтируемым дорогам «иногда приходится и колеса менять». При этом он, находясь на финише своего премьерства, пообещал навести «нормальный порядок на всех дорогах Украины.

Он также не забыл сообщить о рекордных показателях в дорожной сфере.

«Мы в 2017-2018 гг. построили 6800 км дорог. Если проводить аналогию по срокам, то могу сказать, что за предыдущие 10 лет было построено гораздо меньше», — отметил премьер-министр.

Правда, он не уточнил, о чем идет речь – о строительстве «с нуля» или капитальном ремонте, ведь  еще в октябре прошлого года премьер приводил совсем иные данные.

«За последние три года отремонтировано и построено около 6500 км дорог. 2016 год – 900 км, 2017 год – 2100 км, 2018 год – порядка 3500 км», – писал тогда Гройсман в Twitter.

Вообще победная риторика активно использовалась и в минувшем году.  

Министр инфраструктуры Владимир Омелян, подытоживая 2018 год, говорил о рекорде, выраженным 3 800 км дорог, которые «полностью капитально восстановлены».

В целом, со слов министра, в период 2014-2018 гг., то есть за время работы правительств Арсения Яценюка и Владимира Гройсмана, было восстановлено 7,3 тыс. км дорог.

Явные расхождения в данных эксперты объяснят манипуляцией статистикой, в которую включают  ямочные, текущие и средние ремонты.  

А что же демонстрирует реальность? Дорожная сеть Украины, напомним, имеет протяженность 170 тыс. км, из которых 47 тыс. км – это трассы международного и национального значения, находящиеся в юрисдикции «Укравтодора». А остальные 123 тыс. км — это трассы регионального значения, за которые отвечают органы местного самоуправления. Более 80% всех дорог страны требуют восстановления. 

Согласно рейтингу качества дорог Global Competitiveness Index за 2018 год, который подготовил Всемирный экономический форум, Украина оказалась на 130 месте из 137, опередив Парагвай, Йемен, Гвинею, Мадагаскар, Гаити, Конго и Мавританию.

В этом году на дорожную отрасль выделено очередную «рекордную» сумму — 55 млрд гривен. Но нужно уточнить, что в этот объем включены платежи «Укравтодора» по кредитам и обязательствам. Речь идет  ни много ни мало о 5 млрд гривен. Кроме того, 14,6 млрд гривен из общей суммы – это субвенции для развития региональных дорог, а 2,1 млрд  гривен – это фонд безопасности.

То есть, только 33 млрд гривен идет на счета «Укравтодора» для модернизации ключевых дорожных участков.  По словам  руководителя  дорожной службы Славомира  Новака, в 2019 году планируется  отремонтировать 305 объектов.

В целом в планах властей к 2022 году соединить качественными дорогами все областные центры. Но с  таким объемом финансирования и без поддержки зарубежных доноров  ремонт растянется на десятилетие, прогнозируют эксперты.

Ранее Омелян признавался, что для восстановления всех дорог необходимо финансирование в 200 млрд гривен в год. В свою очередь эксперты говорят, что для качественного ремонта всей сети дорог общего значения потребуется около 2,7  трлн гривен и 20 лет.

Напомним, в 2018 году строительство «с нуля» дороги первой категории стоило 1,5-2 млн евро за 1 км, а смета среднего ремонта колебалась от 10 до 20 млн гривен.

Омелян пообещал, что в 2020 году на дорожные  работы будет выделено уже 75 млрд гривен, однако этих средств все равно недостаточно для выполнения поставленных задач.

Сегодня Государственная целевая программа развития дорог на 2018 — 2022 годы определяет главными «спонсорами» дорожных проектов инвесторов. Предполагается, что они в рамках концессии должны профинансировать отрасль на 113,8 млрд гривен, что, согласитесь, очень смелые ожидания.  

Конечно, изменения в дорожной отрасли происходят. Во-первых, заработал Дорожный фонд, который наполняется за счет 75% акциза на топливо.

Во-вторых, была введена система контроля качества ремонта дорог с гарантийными обязательствами подрядчика. В-третьих, разработан маршрутный принцип строительства дорог. В-четвертых, дорожники постепенно отказываются от ямочного и текущего  ремонтов. Но, к сожалению, темп работ остается медленным, некоторые направления отрасли реализуются неэффективно, а сама сфера по-прежнему отягощена коррупционной составляющей.

«Работу по строительству дорог, о которой недавно отчитался Гройсман, я оцениваю крайне негативно. И те тысячи километров дорог, о которых он говорит, это и отремонтированные участки в том числе. Здесь достаточно просто все проверить: есть позиции Украины в международных индексах, которые оценивают уровень логистики (рейтинг LPI, включающий критерий дорожной инфраструктуры, – Авт.). Украина в этом индексе только возвращаемся на те позиции, которые у нас были до 2014 года. А на самом деле никакого качественного улучшения по сравнению с тем, что было, нет. Грузооборот через украинские дороги находится на минимальном уровне по сравнению с нашим логистическим потенциалом. У нас самые низкие показатели, которые касаются интермодальных перевозок», — комментирует экономист Алексей Кущ.

Читайте также по теме