Власти Украины рассчитывают в этом году на очередные транши от МВФ и Еврокомиссии, хотя желание их получить не столь велико, как в прошлые годы. Финансовый «аппетит» у чиновников поубавился. И это неудивительно, ведь 2018 год не пиковый в плане внешних выплат и можно положиться на резервы НБУ.
Вице-президент Европейской комиссии — высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини в ходе своего последнего визита в Киев сообщила, что ЕС до конца 2018 года может выдать Украине 1 млрд евро в рамках новой четвертой по счету программы макрофинансовой помощи на 2018/2019.
«Что касается условий предоставления помощи, наши команды уже общаются на эту тему… Конечно, были элементы, которые применялись для предыдущей программы помощи, и не дали возможности предоставить последний транш. Я думаю, что эти условия также могут перейти в новый пакет», — заявила она.
Предыдущая программа, о которой говорит Могерини, была реализована не в полном объеме. Из обещанных 1,8 млрд евро Украине передали 1,2 млрд. Причина этого кроется в невыполнении Киевом ряда требований, включая снятие моратория на вывоз леса-кругляка и введение автоматизированной системы предварительной проверки е-деклараций.
Уже известно, что последнее условие перекочует в новый пакет. По ожиданиям министра финансов Александра Данилюка, до начала мая автоматическая верификация е-деклараций должна быть внедрена. Но как на самом деле будет, непонятно, ведь ее запуском занято НАПК, орган, который полностью себя дискредитировал в глазах общественности из-за крайне неэффективной работы.
Последний транш Еврокомиссии в 600 млн евро Украина получила в апреле 2017 года. Это была 4 порция помощи за все время контактов Украины и ЕС по линии этого сотрудничества, то есть с 2014 года. В целом Евросоюз за последние 3,5 года выделил Украине 12 млрд евро, из которых 3,4 млрд евро макрофинансовой помощи.
Примечательно, что Президент Петр Порошенко во время прошлогоднего саммита «Восточное партнерство» заявил, что новая программа заработает уже в январе 2018 года, добавив, что договоренности по этому поводу достигнуты. Но, как видим, не сложилось.
По мнению экономиста Александра Охрименко, Украина может рассчитывать только на частичную реализацию новой программы ЕС.
«Украина не получит помощь от ЕС в размере 1 млрд евро грядущей осенью, так не успеет выполнить все требования. Может быть, мы получим только часть этих средств, но они не помогут экономике, так как пойдут на обслуживание прежних долгов», — разъяснил он.
В целом, как говорят эксперты, Украина на время охладела к кредитам зарубежных партнеров, ведь текущий год характеризируется умеренным объемом внешних выплат.
Косвенно это подтверждает мартовское заявление Петра Порошенко о том, что международные доноры не могут диктовать Украине законы. Ранее Президент не отличался подобной риторикой.
По прогнозам экономического эксперта Виктора Скаршевского, в текущем году МВФ — ключевой кредитор Украины — не выдаст Украине обещанных 2 млрд долларов, поскольку не заработает Антикоррупционный суд, а цены на газ не будут доведены до уровня импортного паритета. А это, напомним, ключевые условия для получения новых кредитов от фонда. Отчего же медлят власти? Дело в том, что в следующем году выборы: в марте – президентские, в октябре – парламентские.
В случае суда, властям по понятным причинам невыгодно достраивать антикоррупционную вертикаль до их проведения, а в случае с газом, возникнут электоральные риски, ведь с поднятием цены на «голубое топливо» поползут вверх цены, особенно в сфере услуг ЖКХ.
«В этом году мы проживем без транша МВФ и связанного с фондом кредитования от Мирового банка и Еврокомиссии. Правда, снизятся резервы (золотовалютные резервы НБУ – Авт.) с текущих 18,5 млрд долларов до 15 млрд на конец года. Но это, в принципе, некритично», — отмечает В. Скаршевский.
Напомним, в период 2018-2022 гг. Украина должна направить 28,7 млрд долларов на погашение и обслуживание внешних обязательств, при этом пиковыми годами станут 2019 (6,46 млрд) и 2020 год (6,88 млрд). В этом же году, как указывалось выше, Украина передаст зарубежным кредиторам в виде процентов и погашений 3,5 млрд долларов.