Никита Бегаль
06:00 29/07/2020

Цена на овощи и фрукты: стоит ли ждать доступной продукции на прилавках

Плохой урожай, который фиксируется второй год подряд, и негативные глобальные тенденции, связанные с «коронавирусным» кризисом, сформировали дефицит на внутреннем рынке и, как следствие, рост цены на ряд естественных для Украины продуктов, включая сезонные овощи и фрукты.

По информации Государственной службы статистики, лидером подорожания стали яблоки — на 108,8% до 55-60 гривен за килограмм.

Эксперты объясняют это тем, что урожай яблок в 2019 году был сравнительно невысоким, а внутренний спрос на фоне холодной весны и карантина только вырос. Ожидается, что осенью они могут подешеветь, так как новый урожай прогнозируется неплохим.

Кроме яблок в цене прибавили морковь — 103,7%, лук репчатый — 38,5%, белокочанная капуста — 37,7% и картофель — на 22,3%.

«Цены на ягоды выросли в 1,5-2 раза по сравнению с прошлым годом. Это касается черешни и клубники. Мы видим, что ни по одной из культур нет традиционного сезонного снижения цен. Урожай хоть и есть, но весьма умеренный. Поэтому ожидать резкого снижения цен на ягоды, фрукты или овощи не стоит», — говорит директор Украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.

Наряду с этим самым доступным фруктом в Украине признан банан. Он торгуется по 27 гривен за килограмм.

Комментируя тему дефицита и ценовых особенностей этого сезона, председатель Украинской ассоциации аграрного экспорта Дмитрий Крошка сказал следующее: «Уже второй год подряд мы фиксируем серьезную ситуацию с градом. Погодный фактор серьезно влияет на производство сельскохозяйственной продукции, которая выращивается в условиях открытой почвы. Это касается, в частности, ранних овощей и фруктов. Яркий пример: мы вообще не видим на прилавках раннего яблока».

Немаловажную роль в балансе продовольствия играют и условия хранения продукции. Эксперты отмечают, что весной со складов выбрасывается 15-30% продукции, что отображается на стоимости товара. Также на цену фруктов и овощей влияет аренда складского помещения: чем она длительнее, тем дороже продукция.

В сложившихся условиях Украина стремительно наращивает импорт. По данным национального научного центра Институт аграрной экономики, в январе-июне импорт сельхозпродукции был увеличен на 12,3% — до 3,2 млрд долларов, из которых 1,59 млрд долларов приходится на ЕС. Среди главных поставщиков выделяются четыре страны. Так, Польша поставила продукции на 368 млн долларов, Германия — на 238 млн долларов, Италия — на 189 млн долларов, а Франция – на 155 млн долларов.

Также Украина активно закупала продовольствие в Азии — на 610 млн долларов (19% от всего импорта).

В целом лидером импорта стала плодово-ягодная группа. Ее завезли на 341 млн долларов. Что касается овощей, то Украина импортировала в основном помидоры и картофель. За полгода объем закупок составил 191 млн долларов.

 «Сезон урожая фруктов 2019 года закончился в этом году очень рано — в марте-апреле. В прошлом году также был не очень большой урожай. Достаточно много продукции продавалось на экспорт, что также высвободило место на внутреннем рынке. В итоге в конце весны продукции стало мало или ее вообще не было на складах, что создавало дефицит. Это спровоцировало рекордные показатели импорта естественной для Украины продукции, как-то: борщевой набор, фрукты и ягоды», – отметил Дмитрий Крошка.

Вместе с тем из-за пандемии коронавируса в феврале-июне украинский плодоовощной экспорт обвалился на 43%, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, заявили в Украинской плодоовощной ассоциации (УПОА), со ссылкой на данные проекта EastFruit.  

«За этот период выручка Украины от экспорта овощей и фруктов снизилась до 58,5 млн долларов. Годом ранее за этот же период экспортная выручка плодоовощного сектора Украины составила 101,3 млн долларов», – говорится в сообщении УПОА.

В целом, со слов экономиста Олега Пендзина, цены на аграрную продукцию до конца года вырастут на 10%.

«В этом году объем аграрной продукции будет меньше, чем в прошлом. Это касается и зерновых, и овощей. Если говорить, что ждет украинцев на следующий маркетинговый год, который начинается с августа, то нужно понимать, что Украина в силу своей глубокой интеграции в мировые рынки мгновенно реагирует на повышение внешних цен. В первую очередь подорожает картофель. В целом цены на аграрную продукцию до конца года вырастут на 7-10%», — сказал он.

 

 

Читайте также по теме