Юрий Шпак
06:00 05/06/2018

Тысяча евро для металлурга – кто прав?

Забастовки трудового коллектива на металлургическом предприятии «АрселорМиттал Кривой Рог» привлекли к себе внимание общественности. Не удивительно, ведь рабочие и стоящие за их спинами профсоюзы требовали близкие сердцу каждого украинца условия оплаты труда – не менее одной тысячи евро.

Насколько правомерны подобные требования и на чем они основаны? А главное, могут ли требования криворожских металлургов стать цепной реакцией на других предприятиях?

Уникальная приватизация

Как известно из недавней экономической истории Украины, Криворожсталь запомнилась всем, как единственное в Украине предприятие, приватизированное по справедливой цене – 24,2 млрд грн в 2005 году. Вернее – «переприватизированное», так как на волне первой «Оранжевой революции» металлургический комбинат забрали у предыдущих собственников – Виктора Пинчука и Рината Ахметова. В свое время они за бесценок (4,2 млрд грн) приватизировали его при втором президенте Украины Леониде Кучме.

Завод купил индийский сталелитейный магнат Лакшми Миттал. Для Украины в то время это был успех и шанс привлечь в страну стратегических инвесторов.

Жадный индиец

Металлургия для Украины является базовой отраслью экономики, формирующей 4% ВВП и 8,7 млрд долларов валютных поступлений. Не удивительно, что процессы, которые мы наблюдаем, будут ключевыми для всей экономики и страны.

Итак, 1000 евро: насколько правомерны требования рабочих?

Для решения этого вопроса обратимся к открытой отчетности «ArcelorMittal Кривой Рог» за пять последних лет. Данные доступны в государственной информационной системе smida.gov.ua.

decoding="async" class="article_image_full" src="/images/items/2018-06/04/kBjGQgDUmVMnRbaN/image/1.jpg" alt="" />

Первое, что бросается в глаза – планомерное сокращение работников. За 5 лет с 30 до 23 тысяч человек.

Это целенаправленная политика руководства компании, направленная на повышение производительности труда. Современные технологии в металлургии не требуют огромного количества рабочих. По мере модернизации предприятия их будет все меньше.

Несмотря на номинальное повышение заработных плат на предприятии, удельный вес оплаты труда в структуре выручки компании составляет 5% (по официальному отчету компании – 6%).

За пять лет этот показатель существенно уменьшился с небольших 7,9%.

Это катастрофически мало, учитывая, что даже по официальной украинской статистике удельный вес оплаты труда в структуре ВВП страны составил 38%.

В одном из пресс-релизов глобальная корпорация ArcelorMittal заявила, что на рынке США затраты на рабочую силу «ArcelorMittal USA» составляют 39% от общей стоимости производства стали или стоимости каждого передела первичной заготовки в готовую стальную продукцию за минусом стоимости сырья.

То есть, в структуре затрат стоимость сырья не учитывается.

Пересчитаем тогда удельный все оплаты труда в 2017 году на украинском предприятии по «американской» методике.

Получается 19%, но все равно в 2 раза меньше, чем в США. Об абсолютных показателях умолчим.

Зайдем к решению задачи с другой стороны.

По официальным данным, меткомбинат в 2016 году произвел 5 млн 624,9 тыс. тонн проката, выплавил 453,1 тыс. тонн товарного чугуна. Средние цены в 2016 году на прокат составили плюс/минус 480 долларов США, на чугун — 325 долларов США. Итого, выручка предприятия должна была составить около 2,85 млрд долларов США.

А теперь смотрим в официальную отчетность. Переведем годовую выручку в доллары и получим — 1,82 млрд долларов.

Около миллиарда долларов «потерялось» в офшорах?

Очевидно, готовая продукция продавалась аффилированным компаниям за бесценок, а потом уже ими продавалась по мировым ценам – стандартная практика украинских производителей. По бумагам, предприятие вообще может быть убыточным или держаться возле красной линии – что и демонстрирует статистика за пять лет (Таблица 1).

Бревно в своем глазу

Раз мы уже вспомнили о других предприятиях, то интересно будет взглянуть на статистику других металлургических компаний Украины (других собственников) – как платят они украинским рабочим?

 

decoding="async" class="article_image_full" src="/images/items/2018-06/04/kBjGQgDUmVMnRbaN/image/other.jpg" alt="" />

Как видим, ситуация по отрасли с зарплатами не лучше, чем на индийском предприятии, а по удельному весу зарплат даже хуже.

Наше небольшое исследование продемонстрировало, что украинские работники реально недооценены минимум в 2 раза.

Но есть пара нюансов – в сфере политики.

Кто стоит за протестами?

Складывается впечатление, что ни Ринат Ахметов, ни Виктор Пинчук так и не смирились с потерей «Криворожстали».

Почему-то профсоюзные атаки под прикрытием одной из правых политических сил направлены исключительно на индийское предприятие –других олигархов профсоюзы пока не замечают.

Риторика «профсоюзов» касается не только зарплаты, но и собственности – раскачивается вопрос о возвращении завода «трудовому народу». Почему-то именно того завода, за который была заплачена единственная в украинской истории честная цена.

Самое смешное, что сегодняшние правые подхватили риторику у коммунистов, которые сидя в парламенте до 2013 года тоже поднимали тему «Криворожстали» и отмену ее приватизации.

Процесс пошел

Что касается корневой сути вопроса, а именно справедливой оплаты труда, то в Украине он перезрел. Номинальные повышения минимальной заработной платы правительством на вопрос не влияют. Единственное, что подталкивает работодателей сегодня повышать зарплаты – отток рабочей силы в соседние страны.

Ассиметричным шагом украинской власти, также могло бы стать более тщательное выполнение законодательства о трансфертном ценообразовании и активное участие в европейских и международных антиофшорных инициативах, например, BEPS.

24 мая на официальном сайте ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог» появилось сообщение, что в текущем году фонд оплаты труда на предприятии будет увеличен на 1,1 млрд грн.

Читайте также по теме