У парламента снова не хватило смелости на антикоррупционный закон

size="2">Во вторник Верховная Рада закончила рассмотрение поправок к президентскому антикоррупционному законопроекту. Правда, парламент немножко его «недопринял». Народные избранники не достигли взаимопонимания по поводу трёх статей этого документа: относительно того, кого считать близким родственником чиновника, процедуры спецконтроля при приеме на государственную службу и финансового контроля за представителями власти. Оппозиция  раскритиковала законопроект — она считает, что в окончательной редакции закон не будет иметь ничего общего с борьбой с коррупцией… Не определились депутаты и с будущим способом голосования, отложив этот вопрос до «лучших времен».

 

size="2">Стоит напомнить, что документ предусматривает, в частности, расширение круга субъектов ответственности за коррупционные правонарушения. Также определяет круг субъектов, которые осуществляют мероприятия по предотвращению и противодействию коррупции;
size="2">конкретизирует
size="2"> виды ограничений субъектов ответственности за коррупционные правонарушения относительно использования ими служебного положения, работы близких лиц, совмещение должностей и совместительства, а также относительно получения такими субъектами подарков;
size="2">устанавливает
size="2"> обязанность декларировать как доходы, так и расходы, определяет сроки подачи декларации и опубликования в официальных печатных изданиях деклараций об имущественном положении, доходах и расходах чиновников; предусматривает ведение Единого государственного реестра лиц, совершивших коррупционные правонарушения.

size="2">Когда этот проект закона рассматривали во втором чтении 3 марта, он вызвал массу эмоций в сессионном зале. Наиболее горячий конфликт разгорелся во время обсуждения понятия «близкие родственники». Тогда парламентарии приняли компромиссное решение отправить эту статью на доработку в профильный комитет.

size="2">Но, во вторник обсуждение законопроекта было не менее бурным, чем в предыдущие дни.

size="2">Свои поправки защищали как представители парламентского большинства, так и оппозиция? На рассмотрение 109 поправок депутатам понадобилось около двух часов. При этом ни одно из предложений оппозиции, за исключением технических, не было поддержано большинством. Перед финальным голосованием Голова Верховной Рады Владимир Литвин предложил представителям фракций высказаться.

size="2">«Сегодня мы являемся свидетелями того, как практически все реальные механизмы борьбы с коррупцией, которые предлагала оппозиция, в очередной раз отвергнуты провластным большинством», — заявил депутат от «НУ-НС» Ярослав Джоджик. Тем не менее законопроект, инициированный Президентом Украины, поддержали 330 из 347 народных депутатов, зарегистрированных в сессионном зале. Не утвержденными остались три статьи проекта закона, направленные на повторное второе чтение.

 

size="2">В Партии регионов, правда, поспешили успокоить и пообещали, что все нормы законопроекта о коррупции будут приняты в ближайшее время.«Отправка законопроекта о борьбе с коррупцией на второе чтение связана с необходимостью доработки ряда положений данного документа, который является очень важным для страны и ее граждан. Это очень серьезный документ и необходимо, чтобы он был выписан в пользу государства и его граждан», — сказал председатель фракции партии регионов Александр Ефремов.

size="2">Он также считает, что принимать такой законопроект, не разобравшись во всех нормах невозможно. «Большая часть оппозиции активно работает над этим законопроектом и я не понимаю критики документа со стороны отдельных депутатов. Такие парламентарии попросту не читали документ. То, что отдельные нормы не были приняты сегодня, это только свидетельство того, что закон хотят прописать чётко, чтоб потом не было придирок…. чтоб он работал, а не остался на бумаге», — отметил депутат.

size="2">При этом депутат уверен, что все не принятые нормы будут доработаны в ближайшее время. «На долго это не затянется», — добавил А. Ефремов

size="2">В тоже время  в оппозиции считают, что закон о коррупции, направленный не только против чиновников, но и против обычных граждан, еще больше усугубляет ситуацию в Украине. «В законопроекте размыто такое понятие, как взятка. Будет незаконное обогащение или незаконное получение выгоды. Теперь если чиновник получил взятку в 1000 долларов, ему адвокат советует: говори, что это не взятка, а что ты хотел незаконно обогатиться. Это другая статья. То есть меньше наказания», —  растолковал депутат от фракции «БЮТ-Батькивщина» Сергей Мищенко.

size="2">Таким образом, по словам политика, чиновник сможет сам себе выбрать статью. Депутат отметил, что милиционеру надо будет отчитываться перед руководством, сколько он завел уголовных дел на коррупционеров. «Ему легче будет поймать не министра, а обычного человека, который дает взятку гаишнику, врачу или учителю, потому что вынужден это делать. Милиционер наберет 100 человек и по статистике отчитается перед руководством», — объяснил Сергей Мищенко.

size="2">А вот эксперты уверены, что одна из основных проблем антикоррупционной борьбы «по-украински» в том, что закручивая «гайки» и усиливая ответственность за антикоррупционые действия, из поля зрения законодателя абсолютно исчезает необходимость законодательного снижения самих коррупционных предпосылок.

Читайте также по теме