Димитрий Бабич
16:57 31/12/2012

Украина экономическая: ТОП-5 провалов и успехов в 2012-м

В последний день уходящего года, как никогда, хочется еще раз поговорить о том, что и главное – кто – определял финансовую политику государства и фактически влиял на благосостояние украинских граждан. Тысячи, казалось бы, неприметных событий, десятки, с точки зрения аналитиков, значимых вех в экономической политике официального Киева, и, наконец, уникальные единичные случаи в мире капиталовложений Украины в том же украинском сегменте Всемирной Паутины формируются в определенные рейтинги. «ГолосUA» попытался выделить пять наиболее «рейтинговых» экономических событий 2012-го. Событий, которые, так или иначе, будут определять жизнь государства уже в новом году.
Позор года: Строительство LNG-терминала
«Вот уж правда – на что Украина имеет талант, так это на участие во всевозможных авантюрных проектах». Именно так известный российский блоггер охарактеризовал заключение Киевом масштабного договора по строительству терминала для приема и переработки сжиженного газа (LNG). Ранее предполагалось, что Украина может обеспечить себя так называемым «альтернативным российскому газу топливом» — который должны были принимать в Одесском порту. По самым скромным подсчетам, возведение соответствующего комплекса обошлось бы нашей стране ни много ни мало – в $2 миллиарда. Как выяснилось впоследствии, испанская корпорация Gas Natural Fenosa, с которой якобы и был подписан соответствующий контракт на прием топлива, вообще не знала о существующем проекте. «Представитель» фирмы, поставивший свою подпись под документом, оказался «липовым»; в итоге Киев понес существенные убытки: поставлять подобного вида газ в Украину основные страны-добытчики, включая Норвегию и Румынию, отказались.
Уверенность года: Стабилизация гривны
Как это ни странно, состоявшиеся выборы в Верховную Раду не «потянули» за собой девальвацию украинской валюты. Удивительным образом действующим властям удалось сохранить баланс национальной денежной массы по отношению к иностранным ассигнациям и драгоценным металлам. Поднявшийся было курс доллара «сбит» — сегодня в банках и даже у «менял» американскую платежную единицу можно приобрести за 8 гривен. По словам вице-премьера Украины, бывшего главы Нацбанка Сергея Арбузова, эта тенденция будет сохраняться. Он отметил, что при наблюдении признаков усиления гривны Киев выкупит иностранной валюты на межбанковской бирже; иными словами, причин для беспокойства в отношении гривны нет.
Надежда года: Зона свободной торговли
По мнению целого ряда аналитиков, вступление Украины в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана гарантирует Киеву миллиардные дивиденды. «Поверьте – при Таможенном союзе Украина сможет, помимо прочей прибыли, получать энергоносители ни много ни мало – по $167 (!) долларов за тысячу кубов, — заявил в эксклюзивном интервью Голос UA известный украинский экономист Виктор Суслов. — Это решит основные энергетические проблемы нашего государства. Только представьте себе – и газ, и нефть мы сможем получать по внутренним цена ТС!». Эксперт также подчеркнул, что подобные преференции не в последнюю очередь позволят Украине уменьшить необходимость внешних займов и обеспечить стабильность национальной валюты. Есть о чем задуматься, не правда ли?
Наивность года: Евро-2012
Буквально накануне европейского футбольного чемпионата ведущие экономисты во весь голос заявляли о «прибыльности» мероприятия. Проведение Евро-2012 принесет в бюджет около $500 млн. Такое мнение в ходе круглого стола в украинской столице высказал управляющий партнер «Капитал Таймс» Эрик Найман. Дескать, Украина потратила на организацию праздника $4 миллиарда, и эти деньги вернутся стране сторицей. Не получилось. По некоторым данным, во время и после ЧЕ в украинский бюджет поступило менее миллиарда долларов.
Глупость года: Поезда «Хюндай»
О вложенных в проект скоростных поездов $2 миллиардах украинским властям придется забыть. Корейские составы, если так можно выразиться, не прошли испытания на прочность в условиях нашей погоды и состояния железнодорожного полотна. Пресловутые поезда ломаются практически ежедневно. Например, 14 декабря уходящего года по техническим причинам движение не смогли продолжить сразу 4 (!) состава. Сеульские специалисты пообещали, что в течение ближайших нескольких месяцев они исправят недочеты и адаптируют технику к украинским условиям, однако, уже само по себе название этого «неподвижного состава» стало нарицательным.
Уходящий год был ознаменован и другими событиями, которые в мире финансов имеют полное право быть отмеченными. Насколько они были важными, покажет наша с вами жизнь. Уже в 2013-м.

Читайте также по теме