Новость о том, что Киев и Кишинев официально объявили о создании альянса по вступлению в Европейский Союз, по-своему шокировала не столько высокопоставленных чиновников в Брюсселе и Страсбурге, сколько так называемых «независимых демократических наблюдателей», утверждающих, что ни Украина, ни Молдова в настоящее время не имеют «морального права на членство в ЕС». По мнению западных экспертов, в этих двух странах сегодня нарушаются права человека, а, посему, любая попытка их интеграции в структуры Объединенной Европы изначально обречена на провал. Но, как оказалось, с этим мнением можно поспорить.
Нужно отдать должное президенту Молдовы Николае Тимофти. Человек, которому, согласно республиканскому законодательству, отводится роль, если так можно выразиться, «свадебного генерала», внезапно продемонстрировал всему миру, что лично он не намерен разделять участь своих коллег – президентов Израиля и Германии, исполняющих в политической жизни своих государств исключительно номинальную функцию. Уже на третий день после своего избрания руководителем Молдовы Тимофти посетил Брюссель и Бухарест, где дал понять Западу, что с Кишиневом нельзя разговаривать «на повышенных тонах». С завидным рвением отстаивая интересы своих соотечественников, он сообщил, что Кишинев не нуждается в «сомнительных советах еврочиновников» и подверг резкой критике позицию румынского президента Траяна Бэсеску, который в своей геополитической теории изобразил молдаван «дальними бедными родственниками ЕС».
«Мы найдем способ интегрироваться в Европу без всяческих ярлыков и обидных умозаключений, — констатировал Тимофти. – Для этого Молдове нужно заручиться поддержкой потенциального союзника. И лично я знаю, кто именно будет этим союзником». Эта фраза молдавского президента впоследствии переводилась на, по меньшей мере, десяток языков мира, однако, даже при всех трудностях перевода ее смысл не потерял первоначальной квинтэссенции. В качестве «того самого партнера» молдавский лидер узрел именно Украину, которая в последнее время в глазах Евросоюза явно теряет политический вес.
Во время своего визита в Киев 11 мая нынешнего года молдавский лидер довольно недвусмысленно провел параллель между Киевом и Кишиневом, отметив, что две страны, в свое время поставившие своей целью скорейшую интеграцию во все структуры объединенной европейской семьи, фактически оказались отгорожены от нее глухой стеной.
Так, например, из-за якобы осуществляемых действующей украинской властью гонений на местную оппозицию, десятки глав государств ЕС бойкотировали саммит в Ялте, призвали к игнорированию мероприятий футбольного чемпионата «Евро-2012», и, наконец, инициировали рассмотрение в Европарламенте так называемого «украинского вопроса», где резко осудили политику Киева в отношении Юлии Тимошенко.
Нечто похожее произошло и с Молдовой. Сначала Румыния, которая ранее являлась активным лоббистом интересов Кишинева в Европе, внезапно ввела целый ряд ограничений на импорт молдовских товаров, затем Франция выступила с предложением отложить введение с Республикой Молдовой облегченного визового режима. Ситуация усугубилась после того, как руководство Евросоюза прекратило консультации с Кишиневом относительно возможности вступления последнего в упомянутую «европейскую семью» из-за серьезных проблем проживающих в РМ представителей национальных меньшинств.
«Таким образом Европа в очередной раз выразила свое нежелание видеть Молдову и Украину в своих институтах, — заявил в своем блоге известный молдовский журналист Михай Бодря. – Положение может спасти лишь четкая двусторонняя интеграционная стратегия. В данном случае двум странам-соседкам необходимо держаться вместе».
Именно об этом и говорили в Киеве Тимофти и Янукович, подчеркнувшие, что без четкого плана в отношениях с ЕС любые украинские и молдовские инициативы обречены на провал.
Какую же, в сущности, позицию сегодня должны занять «две страны-соседки» по отношению к тому же Европейскому Союзу? Четкого ответа на этот вопрос президенты не дали, однако, ни для кого не секрет, что первый стратегический, если так можно выразиться, план, они уже выработали. В частности, Молдова, по словам Н. Тимофти, последует примеру Украины, взявшей «паузу в контактах с ЕС». Предполагается, что подобный тайм-аут необходим Кишиневу и Киеву для того, чтобы наглядно продемонстрировать Брюсселю и Страсбургу свое намерение войти в Евросоюз не в качестве просителей, а предстать во всех его структурах полноправными членами. Возможно, поэтому Украина сегодня отказывается следовать западным рекомендациям и повышать цену на газ для населения, а Молдова демонстративно заявляет свой протест в связи с требованием ЕС увеличить отпускные цены на сигареты и алкогольную продукцию.
Вторым шагом новообразованного альянса будет обсуждение возможности создания определенной экономической зоны, в рамках которой обе страны смогли бы осуществлять импортно-экспортные операции на самых выгодных условиях. «Может сложиться впечатление, что Тимофти и Янукович словно показывают Западу, что два государства на определенном этапе могут обойтись и без «активной поддержки» извне, — отмечает М. Бодря. — Но суть подобной политики заключается в ином. Украина и Молдова, оказавшиеся для руководства Евросоюза «не в фаворе», попросту пытаются найти ту уникальную формулу, которая позволит преодолеть образовавшуюся пропасть во взаимопонимании с Европой».
А насколько результативными окажутся поиски этой формулы, мир узнает уже в самое ближайшее время.