После распада СССР, когда Украинская ССР нежданно-негаданно стала независимым государством и сменила название, никаких долгов у новообразовавшейся Украины не было. Зато была вторая по численности армия в Европе, высокий индекс социального развития, не самая современная, но достаточно производительная промышленность, изрядные запасы полезных ископаемых и значительный потенциал в развития энергетики и сельского хозяйства.
За два с половиной десятка лет независимости почти все наследство СССР, украинская власть умудрилась разбазарить и загнать страну в долги. Особую роль в этом процессе сыграла приватизация. Под эгидой которой в Украине шло разворовывание госсобственности, утилизация заводов и фабрик, распродажа их остатков в качестве металлолома и кирпичей и преобразование админзданий в офисные центры, а части неразрешенных корпусов в склады или торгово-развлекательные центры.
Согласно исследованию Института экономики и прогнозирования, анализ результатов приватизации за десятилетний период, показывает: финансовые показатели приватизированных предприятий ухудшились. Это же и подтверждается тем фактом, что после распродажи (и сдачи в аренду) большей части госактивов, за исключением незначительной доли земель сельхозназначения, АЭС, ГЭС и крупных оборонных заводов, ВВП Украины не только не вырос, а практически постоянно падал, достигнув сейчас 60-65% от уровня 1990 года.
В 2013 году падение ВВП по отношению в 1990 году достигло 30,6%, но так как данные по ВВП за 2014 год отсутствуют, то можно лишь оценить темпы спада по данных за три квартала, а это – около 7-10%. Это наихудшие показатели из всех, которые за это время можно было наблюдать у стран, возникших на территории бывших республик Советского Союза.
Практически одновременно со снижением ВВП по отношению к 1990-му году росли и долги Украины. Чтобы не перегружать читателя данными за 23 года, остановимся на ближайшем периоде, начиная с предкризисного 2007 года.
Год |
Объём ЗВР НБУ в млрд долларов США (по состоянию на декабрь) |
Размер прямого и гарантированного госдолга в м млрд долларов США |
Размер ВВП, млрд долларов США |
Соотношение госдлолга к ВВП, в % |
2014 |
7,533 |
169,284* |
41,23 |
|
2013 |
20,415 |
182,026 |
40,16 |
|
2012 |
24,546 |
176,308 |
36,58 |
|
2011 |
31,794 |
165,239 |
35,84 |
|
2010 |
34,576 |
136,420 |
39,79 |
|
2009 |
26,505 |
117,152 |
33,87 |
|
2008 |
31,543 |
179,382 |
13,71 |
|
2007 |
32,479 |
142,719 |
12,31 |
*Прогноз НБУ при падении ВВП на 7,5%, официальных данных на 16 марта 2015 года Госстат еще не предоставил
Кроме того, МВФ прогнозирует (читай – обязывает правительство) пойти на увеличение госдолга к 2020 году в два раза по сравнению с тем, что был на 01.01.2015 – до 2 трлн 268 млрд грн, из них 1 трлн 517,2 млрд грн в иностранной валюте. При среднегодовом курсе доллара в 23,8 грн, который МВФ прогнозирует на все тот же 2020 год это составит 95,29 млрд долларов США. Кстати, в текущем году правительство планирует довести госдолг до 1 трлн 394 млрд грн к 31 декабря.
Если участь прогнозы Минфина Украины и МВФ о том, что рост экономики страны составит от 2% в 2016 до 4% в 2020 году, а в 2015 году ВВП сократиться на 5,5%, то получится, что через пять лет размер этого самого ВВП возрастет от показателей 2014 года всего на 7-8% и составит порядка 180-185 млрд долларов США. Следовательно, соотношение госдолга к ВВП увеличится до 51,35-52,8%.
Итого, с 2007 по 2020 год госдолг возрастет в 5,42 раза (с 17,573 до 95,29 млрд долларов США), а ВВП при этом увеличится всего лишь на 26-29% (с 142,72 млрд до 180-185 млрд долларов США). Любопытно, но рост ВВП будет меньшим, чем номинальное увеличение госдолга – 37-42 против 77,7 млрд долларов США.
Все выше приведенные расчеты будут верны с допущением, что курс гривны по отношению к доллару США в этом году существенно укрепится. Если же этого не произойдет… то, обратившись к пояснительной записке изменениям в госбюджет 2015, которые вступили в силу с 13 марта текущего года, окажется, что обновленный прогноз макроэкономических показателей предусматривает в текущем году углубления падения реального ВВП до 5,5% процента против 4,7% в соответствии с утвержденным ранее прогнозом. При этом, прогнозный объем номинального ВВП увеличен на 129,4 млрд грн до 1 трлн 850,2 млрд грн.
При среднегодовом курсе, заложенном в бюджет на уровне 21,7 грн/1 доллар США, размер ВВП составит 85,25 млрд долларов США. То есть падение к прошлому году – 50%! О каких там 5,5% шла речь в пояснительной записке, а также в прогнозах МВФ и Минфина, сказать сложно. Глупость данного прогноза очевидна и видна невооруженным взглядом. Возможно, конечно, что сравнение шло с 2013 годом и документе ошиблись на один разряд при постановке запятой. Ну тогда все верно, приблизительно на 55% от уровня 2013 года реальный ВВП (суда по прогнозным макропоказателям) в 2015 году и снизится (со 182 до 85 млрд долларов США).
Если уточнить предыдущие расчеты с учетом нынешнего курса гривны, то окажется, что к 2020 году ВВП Украины в лучшем случае достигнет 90-92 млрд долларов США. И соотношение госдолга к ВВП превысит 100%.
Шансов на укрепление курса гривны нет ни малейших. Разве что обещанные 40 млрд долларов США Камбину выделят внешние кредиторы уже в этом году (но тогда госдолг и возрастет пропорционально). Так что пессимистический сценарий падения экономики выглядит более реальным, чем непонятный оптимизм составителей изменений в госбюджет.
Отдать долг, превышающий 100% ВВП, еще не удалось ни одной стране мира. Принимая «помощь» от МВФ и других внешних кредиторов, Украина становится кредитным наркоманом, который не имеет шанса слезть с этой иглы. Потому что кредитные ресурсы как не использовались, так и не будут использоваться для обеспечения экономического роста. Ну не считать же таковым те жалкие 4%, которые планируется достигнуть к 2020 году, получив… в виде финансовых вливаний почти что половину годового ВВП страны! Такой «рост» даже инфляции не перекроет. Но… это и есть великолепное подтверждение уровня квалификации «экономистов», готовящих такие бюджеты и делающих подобные прогнозы.
Впрочем, возможно мои претензии не обоснованны и они, как раз наоборот, точно знают, что делают. В таком случае, с собственной экономикой Украина может попрощаться раз и надолго. Если не навсегда.