На пути к приватизации «Нафтогаза» сегодня был сделан очередной шаг вперед. Президент Украины Петр Порошенко 8 сентября подписал закон о реформировании системы управления газотранспортной системой (далее – ГТС) Украины.
Этот закон несколько раз был отвергнут Верховной Радой и принят буквально за несколько недель до ее роспуска президентом. Подготовка к передаче управления над ГТС Украины из государственных рук в частные велась уже давно. Экс-президент В.Янукович намеревался приватизировать ГТС и прописать порядок для этого «под Семью», но Парламент сильно сопротивлялся. Сейчас же был сделан первый шаг к приватизации или передачи в концессию газотранспортной системы в обход Конституции, так как напрямую приватизировать ее все еще нельзя.
Экономический смысл в подобном весьма сомнительный. Ведь перейдя в частные руки, прибыль от транзита газа по территории Украины также будет уходить в частный карман. И далеко не факт, что получив ГТС в управление, частник захочет инвестировать в ее модернизацию. В своем комментарии для ГолосUA независимый эксперт энергорынка Валентин Землянский отметил, что для любых инвестиций нужны гарантии их возврата, а это сейчас никто не в состоянии обеспечить. Во-первых, нестабильная ситуация на Востоке страны вынуждает и «Газпром» и его европейских контрагентов искать иные пути транзита газа чем через территорию Украины. Из всех возможных претендентов на роль управителя – именно «Газпрому» это было бы выгоднее всего. Во-вторых, если же говорить о европейских или американских структурах, то здесь все упирается в вопрос экономической целесообразности. «Транзит по украинской ГТС упал примерно до 85 млрд куб. м. в год, при более чем в 1,5 раза большей пропускной способности и в этом году упадет еще. Окупится ли в таких условиях вложения – большой вопрос», — отметил эксперт. По мнению В.Землянского, вместо того, чтобы вкладывать деньги в модернизацию ГТС Украины при тех политических и террористических рисках, которые есть сейчас и россиянам и европейцам проще было бы закончить строительство «Южного потока» и разблокировать мощности трубопровода OPAL, который позволил бы работать «Северному потоку» на уровне проектной мощности.
Если же рассматривать принятие данного закона как часть имплементационного процесса присоединения в Третьему энергопакету, то и тут не все гладко. Как ни удивительно, но оперативный переход Украины к реализации положений энергопакета потребует пересмотра более чем 40 действующих контрактов между «Газпромом» и потребителями газа в странах ЕС. Это не выгодно в первую очередь, европейцам. Как пояснил В.Землянский, украинские попытки «кавалерийским наскоком» решить все и сразу – убыточны для всех сторон. «Если же делать все по уму, то к моменту окончания большинства действующих договоров, то есть в 2019 году, можно спокойно за 5 лет все привести в соответствие с теми обязательствами, которые на себя взяла Украины. Тогда к этому будут готовы все – и ЕС и Россия и мы», — отметил эксперт.
Сейчас же, приход любого частного оператора, может принести убытки всем потребителям газа, так как он будет повышать цену на транзит, в надежде как можно быстрее получить прибыль или же вернуть деньги, вложенные в модернизацию (если таковое вообще случится).