По абсолютному большинству прогнозов развития мира и отдельных стран на ближайшие годы и десятилетия будущее Украины представляется, мягко говоря, не очень позитивным. Угрожающее сокращение населения, демографический кризис, умирание «старой экономики» и целых отраслей промышленности, перманентная политическая нестабильность, серьезные проблемы в сфере медицины, устаревшая система образования – все это оставляет немного вариантов для успешного развития государства и благосостояния населения. Война на Донбассе и конфликт с РФ существенно усугубляют и так критическую ситуацию. Добавьте к этому всепоглощающую украинскую коррупцию, а также не очень высокий профессионально-моральный уровень многих высоких чиновников, и поводов для оптимизма у вас практически не останется.
В тоже время в тех же глобальных и локальных прогнозах отмечается большой потенциал и огромные возможности для роста в Украине. Отличное географическое расположение, богатые природные ресурсы, высокообразованное население. Казалось бы, все, что нужно для построения успешного европейского государства у нас есть. Так в чем же проблема?!
Одна из основных проблем – неэффективное управление и технологическая отсталость управленческих процессов. Неспособность многих высоких чиновников рационально использовать имеющиеся ресурсы и организовать процессы. Многие правильные и необходимые решения, принимаемые властью, не могут быть реализованы и за отсутствия инструментов и технологий их реализации в современных условиях.
Государством в ХХІ веке нельзя управлять технологиями прошлого. Иначе оно будет всегда отставать не только от мировых лидеров, но и от собственных соседей, которые еще совсем недавно по многим показателям были ничуть не лучше. Разрыв между успешными и отстающими государствами будет только усиливаться. У нашей страны не так много шансов вырваться вперед. Одним из таких шансов является использование современных технологий в управлении государством.
Государства становятся все более технологичными. Используя передовой опыт ведущих стран мира, и учитывая собственную специфику, Украина может избежать их ошибок и сократить существующее отставание. Более того, в области информатизации государственного сектора Украина вполне способна не только перенимать зарубежный опыт, но и сама активно внедряя современные технологии быть примером для других.
В марте 2017 премьер Гройсман сообщил, что правительство наконец-то «оцифровалось». Кабинет министров Украины, по его словам, завершил процесс перехода на электронный документооборот. А уже в апреле стало известно, что Кабмин договорился о создании для Украины полномасштабной системы электронного управления по технологии Blockchain с технологической компанией Bitfury Group. Отмечается, что основными областями партнерства в пилотном проекте станет использование блокчейн в государственных реестрах и услугах, социальном обеспечении, здравоохранении и секторе энергетики. Планируется, что после завершения пилотного проекта программа распространится на все другие области, включая информационную безопасность. В Киеве и других украинских городах уже несколько лет с переменным успехом реализуется концепция «Smart city» — создание умного города.
Несмотря на то, что во многих странах активно обсуждается создание «Smart city», в том числе ЗD-создание инфраструктуры, искусственный интеллект и интернет вещей, самым актуальным сегментом ІТ в госсекторе является безопасность.
С ростом киберинфраструктуры резко возрастает количество атак на нее. Достаточно, например, взлома системы энергообеспечения города или даже в госуслуги, чтобы возникли серьезные негативные последствия для граждан и организаций.
Исходя из этого открытым и сложным вопросом ближайшего будущего будет разработка и внедрение smart-инфраструктуры, которая бы изначально обеспечивала максимальную устойчивость к взлому на основе риск-ориентированного подхода.
В Украине информационные системы в основном развивались хаотично. Каждое министерство, крупное ведомство или организация создавала собственные информационные базы. Сейчас количество данных существенно возросло, возникла необходимость в их интеграции и унификации. Наступает своеобразная «Эпоха интеграции», означающая переход от разработки новых систем к необходимости обеспечения обмена данными между разными IT-системами. Вследствие этого обмен информацией и доступ к ней упростится, а государственные услуги станут предоставляться более удобным для населения способом.
Одной из наиболее актуальных проблем для всех без исключения стран, а для Украины особенно, является модернизация инфраструктуры государства. Внедрение технологических новшеств требует введения новых стандартов оборудования и средств связи. Замена и модернизация устаревшего оборудования и программного обеспечения, перегруженных Data-центров и архивов на бумажных носителях – все это задачи, которые стоят перед всеми государствами, и Украиной, прежде всего.
Облачные сервисы и BigData — актуальная тенденция, которая находит широкое применение в госсекторе. Облачные сервисы очень удобны для госорганов: комитетов, ведомств, структур местного самоуправления, подведомственных учреждений.
К примеру, для многих учебных учреждений или местных органов власти в регионах создание качественного собственного сайт – довольно сложная и дорогая задача. Собственными силами его вряд ли сделаешь, а заказать у профессионалов довольно недешево. Вполне выходом из подобной ситуации успешным может стать использование SaaS-сервиса. Всем субъектам предоставляется стандартизированные вебсайты с отличным дизайном и оптимальной структурой. Специалистам структуры остается лишь наполнять ресурс нужной информацией.
Такие тренды последних лет, как электронное правительство и обслуживание граждан «в облаке», мобильность, прозрачность, использование BigData и всем доступных интерфейсов (включая голосовые) оптимизируют документооборот и облегчают их работу с гражданами.
Пока примеров удачного использования передовых технологий в работе с гражданами имеют больше частных клиентоориентированных структур. В первую очередь это касается банков.
После накопления больших объемов информации у госструктур возникает острая потребность преобразовывать их в визуальную аналитику, облегчающую принятие правильных решений.
Технологии машинного анализа (Business Intelligence), используемые в некоторых бизнес структурах, понемногу находят свое применение и в сфере государственного управления. Business Intelligence позволяют обрабатывать большие массивы неструктурированных данных, трансформируя их в простую инфографику. В вопросах предоставления аналитических данных для госструктур, крайне важно предоставлять доступную инфографику в режиме реального времени. Это позволяет повысить организационную эффективность работы государственных органов разных уровней.
Наиболее актуальными технологиями на сегодняшний день, которые вполне прогнозируемо найдут свое применение в государственных структурах есть нейронные сети и «интернет вещей». На основе нейронных сетей уже сейчас создаются самообучающиеся информационные системы и smart-машины способные общаться с людьми на естественных языках. «Интернет вещей» представляет из себя объединённую сеть физических объектов и устройств с внедрёнными технологиями.
Сейчас в Украине в тренде предоставление различных государственных сервисов и услуг через интернет. Мультиканальное обслуживание, позволяет людям получить услугу круглосуточно и в любом месте. Украинцы уже привыкли пользоваться услугами различных сервисных центров, и пока еще привыкают к электронным госуслугам, предоставляемым удаленно.
Внедрение современных технологий в управленческих процессах удовольствие дорогое. Для бюджетных украинских организаций и органов часто практически нереальное. Но если учесть сколько средств уходит зря и не возвращается никоим образом из-за технологической отсталости и неэффективности работы, то средства на модернизацию возможно стоит и отыскать. В данной ситуации, одним из выходов облегчить тяжесть затрат из госбюджета могли бы стать различные инвестиционные модели и варианты государственно-частного партнерства.
Мы коротко описали лишь небольшую часть из современных ІТ-технологий, которые уже применяются в разной степени по всему миру. Они применимы практически во всех государственных секторах и бюджетных сферах — обороне, безопасности государства, медицине, образовании и др. Благодаря их разумному внедрению Украина может не оправдать все пессимистические прогнозы и стать вполне стабильным государством Европы. Перспективы ведь у нас хорошие и шансы есть…