Галина Акимова
08:43 26/06/2010

В проекте Налогового кодекса «потеряли» налог на роскошь

Налоговый кодекс – вещь полезная в народном хозяйстве. Украине нужна систематизация и уменьшение количества налогов. Ведь это нонсенс, что в сфере налогообложения одновременно действуют 1,5 тыс. правовых актов, которые часто не согласованы между собой. Но стоило ли «городить огород» на 500 с лишним страницах, когда главная проблема – это ликвидация несоответствий в налоговом законодательстве. А с этим документ, набитый скоропалительными новациями, так и не справился. 

В Главном экспертно-юридическом управлении Аппарата Верховной Рады Украины проект Налогового кодекса, поданный на первое чтение, оценили так: «по многим параметрами не в полной мере отвечает требованиям, которые относятся к законодательным актам в форме кодексов» и «нуждается в соответствующей технико-юридической обработке».

Те, кто занимается проблемами налогообложения профессионально, еще более категоричны: «По сравнению с правительственным проектом Наалогового кодекса, то законодательство, которое мы имеем сегодня в части налогообложения – это завоевание, которое мы должны отстаивать, — отмечает Президент Союза налоговых консультантов Леонид Рубаненко. За последние 6 недель мы видели постоянно изменяющиеся редакции проекта кодекса во многих организациях – и в Минфине, и в Минюсте, и в Государственной налоговой администрации, и в Гостаможне – во всех подразделениях, которые в том или ином плане задействованы в подготовке такого рода документов. К сожалению, если посмотреть на проект кодекса — 2007 года, который был на 75% акцептован бизнесом и сравнить его с тем, что получилось сегодня, – это не шаг, а два шага назад».

Действительно, в 2007 году правительство Виктора Януковича подготовило и подало довольно неплохой проект Налогового кодекса. Рабочую группу возглавляла Татьяна Ефименко – опытный специалист в области государственных финансов и налоговой политики. К документу ни у предпринимателей, ни у экспертов существенных замечаний не было. Но сменилось правительство и по политическим мотивам кодекс принят не был. /> Что нужно было сделать? Взять тот проект, еще раз его перечитать и осмыслить, подправить и подать на первое чтение. Вместо этого, в колоссальной спешке документ практически писался заново. Чиновники с рвением взялись за работу, думая каждый о своем. 

В результате первые 100 страниц полностью посвящены правам налоговой администрации. Бесспорно, в любом государстве выполнение налогоплательщиком его обязательств тщательно контролируется. Но отличие правового государства в том и заключается, что кроме ответственности налогоплательщика, есть и ответственность государственных органов, их сотрудников за злоупотребление властью. А этого в проекте пока не просматривается. 

Раздел «Общие положения» наделяет налоговые органы 43 правами и 7 обязанностями. У налогоплательщиков только 11 прав и 14 обязанностей. А в разделе «Администрирование налогов, сборов и платежей» есть 15 статей, предусматривающих ответственность налогоплательщиков (финансовую, административную, уголовную), и только одна норма, о возможности наказания должностных лиц за допущенные злоупотребления. И то прописанная как бы между прочим.

Те, кто писал проект Кодекса, а это, в большинстве своем налоговики, заложили очень опасные нормы. Скажем, судам предписывается в течение двух дней принимать решения о безакцептном списании денег со счетов предприятий и такие решения судов обжалованию не подлежат. Это явно нарушает права граждан. 

Некоторые тезисы в спешке выписали «неаккуратно». Например, штрафы за нарушение налогового законодательства опять прописаны некорректно: и за одно и то же нарушение может быть несколько видов штрафа. Непонятно так же, как платить налог на прибыль. Предусматривается введение уплаты налога на прибыль как с временных, так с и постоянных налоговых разниц. Эти разницы сами по себе являются достаточно виртуальными, а налог нужно будет платить конкретный и реальными деньгами. 

Существенные замечания к документу есть и у малого бизнеса, и у руководителей крупных предприятий. «Почему-то только три вида профессиональной деятельности физлиц-предпринимателей можно будет отнести к валовым затратам. Это приведет к тому, что увеличится себестоимость и соответственно, цена продукции, придется уволить с работы очень много людей. Уменьшение количества «упрощенцев» — возврат к тому, что уже говорилось: или тень, или биржа труда. И почему-то никто не уполномочил никакие органы подсчитать, как возрастет нагрузка на службы занятости и на биржу труда в случае принятия этого документа», — отмечает Леонид Рубаненко.

«Если Кодекс будет принят в той редакции, в которой он подготовлен, то крупное предприятие не может работать с предпринимателями-физлицами, потому что услуги и товары, которые будут приобретаться у них, не включаются в валовые затраты предприятия, — дополняет заместитель главы Федерации работодателей Украины Владимир Цибульский. – То есть, крупный предприниматель должен будет искать способы закупки таких услуг и товаров у предпринимателей, которые находятся на обычной системе налогообложения, иначе придется включать их в валовые затраты, и тогда цена продукции будет расти, а конкурентоспособность – падать». 

Но что же тогда в проекте Налогового кодекса позитивного? Это уменьшение количества налогов и уровня некоторых базовых ставок. Но и тут есть некоторые разночтения. Налоговики утверждают, что вместо 28 существующих сегодня общегосударственных налогов в проекте зафиксировано 17, а вместо 14 местных – 6. Т.е. всего получается 23 налога. 

Юристы же насчитали 19 налогов – 15 общегосударственных и 4 местных. Где-то потерялись еще четыре. Если их не найдут до окончательного принятия Налогового кодекса, значит остается возможность введения «потерянных налогов» другими фискальными законами. А это разрушает концепцию, что все налоги должны быть в одном месте – в Налоговом кодексе. 

Но самое интересное, не сколько налогов потерялись, а какие. Больше всего тревожит отсутствие в проекте, поданном на первое чтение, налога на недвижимость (налога на роскошь). Много раз мы слышали от правительства, что богатые теперь заплатят за бедных. Но, когда дело доходит до практики, получается наоборот. Богатые опять «тышком-нышком» лоббируют свои интересы. В результате бабушка, которая, чтобы не умереть с голоду на крохотную пенсию, сдает в наем комнату в собственной квартире, будет платить налог. А хозяева многоэтажных вилл с вертолетными площадками и бассейнами-джакузи – нет. 

«Найдется» ли налог на роскошную недвижимость ко второму чтению Налогового кодекса – мы увидим. И ответ на этот вопрос будет как раз той лакмусовой бумажкой, которая покажет, чьи интересы на самом деле отстаиваются сейчас в державе. 

Правда, стоит отметить, что в одном вопросе богатые немного уступили: повышаются ставки налога на автомобили с мощным двигателем, предлагается взимать транспортный налог с владельцев частных самолетов и вертолетов. Ясно, что бедные не летают на собственный самолетах и не покупают дорогих гоночных автомобилей. 

Что касается ставок налогов, то здесь тоже есть позитив. Налог на прибыль снижается с 25 до 20%, а затем ежегодно на 1% в течение трех лет. Таки образом, к 2014 году базовая ставка налога на прибыль составит 17%. 

Ставка налога на доходы физлиц в проекте остается по-прежнему на уровне 15%. Но появляется и льготная ставка в 10% для некоторых категорий работников. Это шахтеры, которые трудятся под землей полный рабочий день, сотрудники государственных военизированных аварийно-спасательных служб и те, кто работает в особо вредных и тяжелых условиях (их перечень регулируется списком Кабмина). 

Налоговый кредит на лечение, обучение, благотворительность и проценты по ипотеке граждан, заменяется налоговой скидкой. 

Болезненная тема – размер и возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) решена таким образом. НДС постепенно снижается с 20 до 17%. Сохраняется специальный режим налогообложения НДС сельхозпроизводителей и выплаты дотаций на сданное перерабатывающим предприятием молоко и мясо. Но возмещение НДС экспортерам планируется проводить по-новому: раз в полгода и раз в год, в зависимости от вида деятельность экспортера. 

Для справки. Какие налоги отменяются совсем? Чернобыльский сбор, инновационный сбор, гербовый сбор, сбор за проведение гастрольных мероприятий, сборы за игры на тотализаторе, ипподроме, за проведение конкурсов, лотерей, за выдачу ордера на квартиру, использование местной символики, проведение кино- и телесъемок, с собственников собак. 

Какие налоги отменяются временно? Налог на недвижимость, сбор на обязательное социальное (пенсионное) страхование, коммунальный налог. 

Какие налоги видоизменились? Курортный сбор заменен на туристический. Пошлина, госпошлина и судебный сбор объединен в один сбор – пошлину. Сбор за специальное использование природных ресурсов разделился на два: сбор за использование воды и сбор за использование лесных ресурсов».

color="#001f5e">Конституция: как это было. Как это будет.

color="#001f5e">Тарифная война против народа Украины

Окно в мир

color="#001f5e">Президент-100 

color="#001f5e">Що посіяли …

«Жертвы» политических репрессий

Банки деньгами накормлены, не пора ли спасать экономику?

Г. Крючков: “Немає значення в кого більше повноважень, якщо дії Президента, парламенту та уряду не виходять за межі Конституції”

Воины света

Вице-спикериада

Уряд продасть «Україну»?

Бюджет: повозка о трех колесах

Український прорив по-російськи

Операция «Ратификация»

Мальчики-«мажоры». Ренессанс 

Страна на «ручнике», или Почему так долго перелицовывают бюджетный кафтан?

Ни хлеба, ни зрелищ…

Парламентская оккупация

«Мы не рабы. Рабы — не мы»

Игорь Калетник: «Коррупция как радиация – она есть вокруг, но ее не видно…»

«Москва сльозам не вірить». Українським

Несвежая кровь

Эконом-класс! 

Опозиційний Олімп двох не витримає

Когда в товарищах согласья нет…

«Тушки» не першої свіжості, або не доторгувалися 

Заява Віктора Януковича про українську мову у Москві не сподобалась

Опасности, которые нам грозят

Перемир’я на "українському фронті"

Солодке життя стало дорогим

Петро Симоненко: Після оголошення результатів уряд повинен піти у відставку

Сергій Гайдай: "Ці вибори — тільки початок великого політичного процесу!"

Ігор Когут: «Без реформування виборчого законодавства прогресу в українській політиці не буде»

Налог на излишества избранных — на пользу всему народу

Война Советов

Валерій Новицький: "Я не переконаний, що Україна взагалі вийде з кризи"

Наш хлеб в чужих руках

Спиртово-табачная монополия: история показывает, что вреда не будет

Отмена земельного моратория – это «аргентинизация» Украины

Андрій Єрмолаєв: "Ця влада і у Всесвітній потоп буде дошки для тих потопаючих продавати"

 

Читайте также по теме