- Один из рынков, наиболее активно оживающих после кризиса 2008-2009 годов – рынок нефтепродуктов. До электромобилей еще далеко (тем более, в Украине), и основным средством передвижения остается автомобиль, потребляющий бензин. Количество автомобилей в Украине растет ошеломляющими темпами — на 23-24% ежегодно за последние посткризисные годы (2011, 2012). В основном, это – иномарки (доля отечественного автопрома продолжает падать — по итогу 10 месяцев 2012 года она составила 21%), причем подержанные – если авторынок в 2012 году в целом вырос на 32%, то первичный рынок – на 28%. Кроме того, растет потребление нефтепродуктов и в аграрном секторе: устаревшие комбайны и тракторы постепенно сменяются более новыми. Рынок моторных масел, который активно рос вплоть до 2008 года (84,7 млн. литров в сравнении с 72,3 млн. в 2007), уже в кризисный 2009 год обвалился на 25%. Но уже в 2010 году рост возобновился – до 65,8 млн. литров, а уже в 2013 году – прогнозирует Укргосстат – выйдет на докризисные показатели.
- За это время произошли существенные изменения в структуре потребления – многие автомобилисты сокращали потребление масел. Многие — переходили на более дешевые и менее известные бренды. В целом, основной удар кризиса принял на себя премиум-сегмент, в то время как бренды среднего и низшего сегмента росли в популярности.
- Однако не всем малоизвестным маркам удалось использовать кризис в своих целях. Некоторые, наоборот, являются хрестоматийным примером утерянных возможностей, когда коррумпированность и неэффективность управления не дает поля для маневра и перехвата инициативы соперника. Приведем лишь один, не единственный, но, как нам кажется, наиболее показательный пример – украинское представительство венгерского нефтегазового гиганта «MOL».
- Лидер по производству и продаже смазочных материалов в Центральной и Восточной Европе занимает лишь 0,5% украинского рынка. Для сравнения, на венгерском рынке доля «Мола» – 55%, словацком – 43%, чешском – 5%, и румынском – 5%. Мощнейший в Европе, нефтегазовый концерн «MOL» в 2011 году занял 2-е место в рейтинге 500 крупнейших компаний Центральной и Восточной Европы. Это, согласитесь, говорит об успешном преодолении компанией острой фазы кризиса, и способности адаптироваться к постоянно растущим ценам на нефть. Венгерской компании это далось ценой сокращений, ведь выживание в кризис не бывает легким. Но почему же на украинском рынке успехи представительства компании столь невелики? Читатель, конечно, поспешит возложить вину на пресловутую украинскую коррупцию. И будет прав – но коррупция в данном случае не только на пути борьбы с недобросовестной конкуренцией, украинскими судами и разрешительными инстанциями, она – в руководстве самой компании: воистину, рыба гниет с головы, сообщает FrоmUA.
- Представительство в Украине, «МОЛ-ЛУБ КФТ.», было открыто в мае 2004 года, ровно 9 лет назад. Объединившись в 2012 году с ООО «ТХК Украина», компания стала называться «МОЛ Украина». Юлия Бакулина, генеральный директор ООО «МОЛ Украина», в конце 2012 года в интервью была убеждена, что новая структура «позволит оптимизировать бизнес-процессы и управление потоками информации».
- Именно на особенностях национальной оптимизации маркетинговых бюджетов следует остановиться подробнее. Как сообщает УРА Информ, руководством компании, в которое, кроме Юлии Бакулиной, входят менеджеры Сергей Байдык и Алена Кальницкая, через подставные фирмы активно выводятся наличные средства. Классическая «экономика РОЗ»: распил, откат, занос. Сделки с подставными фирмами, о которых свидетельствуют имеющиеся в нашем распоряжении документы, прикрываются мастерством бухгалтеров компании «Аудит Плюс», которая входит в структуру дистрибьютора масел ООО «Юромаш».
-
decoding="async" alt="" src="/images/items/2013-05/28/1WN7X2lv2IXz9acI/image/1.jpg" /> - О сотрудничестве с «Юромашем» менеджмент украинского представительства не постеснялся даже упомянуть на официальном сайте. Жаль, что там же господа менеджеры не упомянули о своих отпусках – например, Алена Кальницкая проводит немало времени на «тайских массажах» и поездках по заграницам на венгерские деньги.
-
decoding="async" alt="" src="/images/items/2013-05/28/1WN7X2lv2IXz9acI/image/2.jpg" /> - Краткий анализ ее страницы социальной сети «Facebook» показывает, что за 2012 год на отдыхе за границей она провела не менее 43 дней и это не считая псевдо командировок – неплохо живется в «МОЛ Украина», учитывая положенные законом 24 отпускных дня.
- Вообще, среди украинских дистрибьюторов «MOL», список которых представлен на сайте компании, практически нет крупных компаний, которые занимаются продажами известных брендов масел. Это первое, что бросается в глаза. Но проблема вовсе не в дистрибьюторах — договориться с любым из них о продажах — при желании — не сложно. Но о честных продажах. В «MOL» предпочитают другие: отправляя маркетинговый бюджет, его менеджеры пытались сразу оговаривать, какая часть (наличными) будет «списана»… Конечно, на такие сделки не пошли бы дистрибьюторы, дорожащие своей репутацией. А мелкие и никому не известные – запросто.
- Есть и дистрибьюторы с негативным опытом сотрудничества с украинским «MOL». Так, бориспольский филиал ООО «ПВИТА-центр», прекратил поставки масел «MOL». Мы обратились к директору компании Василию Плескову. Он, естественно, не захотел вспоминать подробно детали неудачного сотрудничества, но сказал, что раз его прекратили — оно было неудовлетворительным.
- В целом, финансовые ресурсы «оптимизируются» несколькими способами:
- 1. Непосредственно распил венгерского бюджета, в том числе, через подставные фирмы;
- 2. Откатно-заносные махинации с малоизвестными дистрибьюторами;
- 3. Лоббирование товарных кредитов со стороны «MOL» для собственных компаний дистрибьюторов.
- Интересно, легко ли самим венграм получать какие-либо кредиты в кризис?
- Маслами «MOL» пользуются сотни тысяч автовладельцев в Европе, и вряд ли случаен такой их успех в Венгрии, Словакии, Румынии и Чехии. Ведь, правда, парадоксально: одно и то же масло в соседних странах – среди лидеров продаж, а в Украине занимает 0,5% рынка – и это за девять (!) лет работы.
- Кризис способен сокрушить гигантов рынка и открыть новые горизонты новичкам, — но побеждает только сильнейший. Ну, а там, где деятельность направлена на отмывание заграничных денег и приумножение благосостояния руководящего менеджмента, вряд ли возможен бизнес-прорыв.
- Куда смотрит венгерское руководство – не ясно.
Венгрия решила развернуть возле границы с Украиной противовоздушную оборону. Это произошло после...