Президент вернулся из Страсбурга, где «сдавал сессию» ПАСЕ. Визит лидера Украины был не спонтанным: еще в апреле он получил приглашение на очередной саммит Парламентской Ассамблеи Совета Европи. Нельзя сказать, чтобы этот визит получился громким или знаковым, но все-таки он дает ответы на отношение Европы к Украине и на то, каким образом собирается себя вести наша страна перед европейскими дверями: о том, что внутрь Украину не пустят еще лет 15, дали понять не только оппоненты, но и союзники Украины по европейскому лагерю.
Впрочем, Европе как всегда не до Украины: на повестке дня сессии куда более важные вопросы, касающиеся ситуации в Ливии, реформы самой ПАСЕ и усиление «доступности» Европейского суда, куда на второй день после возвращения гаранта из Страсбурга обратилась лидер оппозиции Юлия Тимошенко. Именно она и ее «дело» стали тем «акцептом», который заставил Европу вспомнить об Украине и о том, что в ней происходит.
Однако, судя по трансляции Первого Национального, европейские депутаты все же больше были озабочены собственными проблемами, нежели разборками в Украине. Тем более, многим из них сложно отличить где оппозиция, а где власть — так часто они меняются и тот же Янукович еще год назад был лидером оппозиции. Кроме того, на пороге ПАСЕ украинского лидера встречали депутаты-перебежчики из БЮТ, что только усложняло восприятие украинской политической действительности.
Тем не менее, претензий к Украине было много и все они традиционные: сворачивание демократии, политические репрессии против оппозиции, избирательное правосудие, давление на суды, расцвет коррупции, наступление на свободу слова, написанный под потребности власти закон о выборах. Аналогичные проблемы поднимались в этом зале и год и три назад…
Очевидно, что ПАСЕ была и остается традиционной площадкой для выяснения отношений между украинской властью и оппозицией. Сценой для борьбы за симпатии Европы. Местом для демонстрации внешних приоритетов Украины. Исключение не стал и июньский визит Виктора Федоровича в Страсбург, который изначально «омрачился» скандалом о том, что украинские лоббисты Партии регионов будто бы пытались заставить европейских депутатов работать по «темникам» и вынудить их задавать президенту Украины лояльные, а не острые вопросы. И хотя внешнеполитическое ведомство Украины немедленно опровергло эти инсинуации, дурной привкус все же остался: ведь сегодня в пресс-окружении Януковича работают те же самые люди, что писали темники в эпоху Л. Кучмы.
К достоинствам же команды Виктора Федоровича следует отнести ряд моментов. Во-первых, блестящее выступление г-на Грищенко, который председательствует в Совете министров Совета Европы. Во-вторых, доброжелательность по отношению к Украине и ее новой команде со стороны руководства ПАСЕ: ее президент Мевлют Чавушоглу и генсекретарь этой организации Торбьерн Ягланд высоко оценили намерения Украины. Что ж, Чавошоглу является именно тем политиком, который «заблокировал» инициативы В. Ющенко о признании Голодомора актом геноцида против украинцев. Вообще же, симпатии Президента ПАСЕ распространяются так далеко, что он уже заговорил о возможном снятии с Украины «позорного» мониторинга, который длится с 1995 года, и «поддерживается» украинской оппозицией.
Он же выступил и против излишней политизации вопроса Тимошенко, который украинская оппозиция пыталась сделать ключевым во время июньского выступления Виктора Януковича в Страсбурге. Однако, сбыться этим планам в полной мере помешала Генпрокуратура, резко вызвавшая на «собеседование» двух ярких соратников Тимошенко: бывшего вице-премьера А. Турчинова и главного специалиста Юлии Владимировны по европейским контактам, Г. Немырю. В результате, громкого скандала из-за политической узницы Тимошенко не получилось: под стенами здания Ассамблеи украинские представители «НУ-НС» и БЮТ развернули несколько малоприметных плакатов в поддержку «узников совести», которые особого внимания не привлекли. А Президент Парламентской ассамблеи «подлил масла в огонь», заявив, что дал согласие на встречу с лидером оппозиции, но он также уважает украинское правосудие, видимо, имевшее основание для запрета выезда Тимошенко в Страсбург.
Вообще, международные связи команды Януковича начали приносить первые дивиденды: скандалы с политическим подтекстом были минимизированы, председательствующий в ПАСЕ Чавошоглу, относящийся к партии Европейских демократов, явно выступил в поддержку Украины, на высоком уровне были оценены идеи и достижения Украины за тот период, что она руководит в Совете министров СЕ. Главенство это не так продолжительно и закончится в сентябре 2011 года, но за это время мы должны доказать Европе, что готовы выполнять сложные задачи, определяющие новый вектор развития страны.
Прежде всего, это развитие и укрепление местной демократии с усилением процессов местного самоуправления в регионах. Не знаю, как справится с этим Янукович, который первым делом, придя к власти, отменил политическую реформу, предполагающую децентрализацию власти и развитие местного самоуправления по европейским принципам. Нынешняя Конституция гарантирует Президенту фактически права монарха, и не похоже, чтобы Виктор Федорович мечтал с ними расстаться.
А между тем, «ущемление» местного самоуправления дает о себе знать, прежде всего, событиями во Львове, где один за одним возникают инциденты, связанные с выяснением исторической правды и национальной идентичности. Перегибы другого толка идут в Донецкой и Луганской областях, хотя именно расширение прав местной власти помогли бы избавить главу государства от «местечкового негатива». Усиливается коррупция на всех уровнях, с которой Президент пообещал бороться с помощью административной реформы и сокращения аппарата чиновников. Пока все попытки борьбы потерпели жесткое фиаско: общество не видит результатов и не верит в благие намерения власти, ее рейтинг падает.
А ведь все эти вопросы можно было бы легко «снять», последовательно проводя политическую реформу, усиливая роль и права местного самоуправления, выбирая, а не назначая чиновников по своим личным квотам. Тем не менее, и глава государства, и его соратники из партии власти к таким «подвигам» готовы только на словах. На деле же самоуправство и взятки местных «князьков» растут, что не преминули поставить нам на вид европейские парламентарии. И можно поспорить — на очередной сессии ПАСЕ Украину будут жестко «бить» именно за ограничения прав местной власти.
Впрочем, Украина попытается смягчить удар: в ноябре планируется проведение под эгидой Украины конференции европейских министров стран ЕС, занимающихся вопросами местного самоуправления. Украина не только будет перенимать их опыт, но и сама предложила Совету министров СЕ теснее «работать» с Белоруссией в плане оказания помощи по становлению гражданского общества, а также более эффективно заниматься урегулирование приднестровского конфликта в Молдове.
Оба эти вопроса небезразличны России, которая вставила в «спич» Грищенко свою «шпильку»: Россия выступила с предложением вынести на рассмотрение ПАСЕ резолюцию «О противодействии проявлениям неонацизма и правого радикализма». В ней из-за событий 9 мая во Львове Украина была названа в числе 6-ти стран, «где не преследуют в должном объеме за совершение нацистских преступлений». Это предложение прозвучало накануне 22 июня 2011 года — дня начала ВОВ, и явилось еще одним доказательством непростых украино-российских отношений. Впрочем, эта инициатива РФ является откликом на неуступчивость Киева в вопросах внешней и экономической политики, и надо быть готовым к тому, что из союзника на европейской площадке Москва превратится в нашего противника.
Еще одно: залогом успеха главенства Украины в Совете министров СЕ является соблюдение прав человека и верховенства закона. Это то самое больное место «бело-голубых» в которое нацелилась оппозиция и ее европейские союзники. И хотя Янукович пытался доказывать в Страсбурге, что права граждан не нарушаются, а только расширяются, этот аргумент не был убедительным. И не только потому, что Ю. Тимошенко «закрыли» дорогу в ПАСЕ… Власть так и не сумела аргументировано доказать, что проводимые ею расследования преступлений бывших руководителей Украины — не месть, а справедливость.
Суд над Луценко уже превращается в фарс, голодовку по очереди объявляют оппозиционные «сидельцы» СИЗО: в частности, отказался от еды бывший в.о. главного военного ведомства Иващенко, которому почти год отказывали в праве видеть родных. Начат громкий процесс против майора Мельниченко, на которого «наступает» Кучма. Ничего не слышно о «разоблачениях» молодой команды Черновецкого, а самому мэру его семье и соратникам власть позволила беспрепятственно выехать за рубеж и вывести капиталы. Поэтому, инициированная в Страсбурге конференция по правам человека, которую в сентябре хочет провести официальный Киев, является эрзацем, а не искренним намерением публично обсудить накопившиеся в этой сфере проблемы.
Возможно, чуть-чуть исправить реноме Украины способен «детский вопрос»: Украина намерена проводить последовательную политику защиты прав детей, в том числе, и права на достойное здравоохранение. Для пост-чернобыльской страны эта тема крайне важна. В принципе, власть сделала ряд шагов в этом направлении: массово реконструируются и строятся детские больницы, увеличены парламентом размеры помощи при рождении ребенка. Однако, есть массив более «тяжелых» вопросов: рост детской беспризорности и наркомании, насилие в семьях, снижение уровня начального образования. Не факт, что затеянная реформа здравоохранения улучшит положение: уже сегодня большинство областей «рапортует», что не в состоянии оздоравливать детей, санатории и детские лагеря почти повсеместно перепрофилированы в отели и базы отдыха.
Президент, в свою очередь, пытался представить Украину, как страну, двигающуюся по евроинтеграционному пути и пытающуюся избавиться от «тяжелого наследия прошлого»: было видно, что В. Янукович готовился к выступлению и презентации, однако поверили ли его словами Европа и Украина? Тем не менее, «отчетно-выборное европейское собрание» прошло спокойно, и можно сказать, со счетом: 1:1. Оппозиция не сумела использовать максимально выгодно площадку ПАСЕ для привлечения внимания к проблемам политрепрессий в Украине, но смогла найти зацепку для очередной публичной раскрутки лидера оппозиции: теперь внимание прессы и общественности вновь приковано к Тимошенко, которая обратилась в Европейский суд и сменила адвокатов. Суть уголовных дел против экс-премьера никого не интересует: шоу должно продолжаться, вот и все.
Что касается власти, то она попыталась представить себя демократичной и европейской, но нечеткие ответы Януковича на стратегические вопросы о судебной системе, свободе слова, о знамени Победы и законе о выборах, о борьбе с коррупцией и местном самоуправлении не были образцом выразительности. Зато лидеру Украины однозначно удалось заручиться и симпатиями и поддержкой первых лиц ПАСЕ, снизить степень поддержки Тимошенко со стороны депутатов-европейцев и получить обещание о снятии мониторинга ПАСЕ с Украины. Правда, для этого необходимо расставить все точки над «і» в «деле Гонгадзе», которое получило свое продолжение в виде иска бывшего президента Кучмы к своему бывшему бодигарду Мельниченко.
Но это другая история, совсем не европейская. Хотя она и будет являться зеркалом искренности новой власти в вопросах европейских преобразований.