В Мининфраструктуры не скрывают, что на вокзалах будут устроены ТРЦ, эту идею педалируют со времен президента Порошенко. Теперь она приобрела конкретные очертания.
«Чтобы вокзалы становились торгово-развлекательными комплексами»
Уже в нынешнем 2021 году вокзалы начнут передавать в концессию, сообщил министр инфраструктуры Владислав Криклий. По его словам, первыми в эксплуатацию частным компаниям перейдут киевский и винницкий вокзалы. Затем готовятся к концессии вокзалы Николаева, Днепра, Харькова и Чопа.
Передавать вокзалы в пользование планируют в формате 1+1: один большой вокзал и один маленький — в нагрузку. Считается, что инвестор, заинтересованный получить экономически-привлекательный большой вокзал, примется развивать и вокзал поменьше.
«Возможно, Чоп будет идти в паре со Львовом, потому что это логично, учитывая локацию», — привел пример министр.
По словам министра, первая цель, — «чтобы вокзалы развивались и становились торгово-развлекательными зонированными комплексами». А те, дескать, будут обеспечивать «всеми сервисами и удобствами пассажиров, что сейчас невозможно делать».
Почему сервисом и удобством пассажиров невозможно обеспечить, не устроив на вокзале магазин, министр не объяснил. Впрочем, идею отдать вокзалы частникам он озвучивал еще год назад.
В прошлом году на Всемирном экономическом форуме в Давосе Министерство инфраструктуры подписало меморандум о взаимопонимании с железнодорожным оператором Германии Deutsche Bahn. Эту тему комментировал тогдашний премьер-министр Алексей Гончарук. А Владислав Криклий, который работал министром в правительстве Гончарука, комментируя сотрудничество с Deutsche Bahn, говорил уклончиво: «В дальнейшем будем рассматривать разные сценарии».
Зато министр ясно и четко анонсировал избавление от «непрофильных» активов, к которым он относит вокзалы.
«Будем продавать непрофильные активы. Это от 8 до 12 млрд грн. Маленький пример наших планов – концессия ж/д вокзалов. Хотим, чтобы по примеру Польши, небольшие невостребованные вокзалы превратились в большие транспортные хабы с торговыми центрами», – сообщил министр журналистам в Давосе.
С тех пор идея сотрудничества с Deutsche Bahn сошла на нет. В сентябре глава правления «Укрзализныци» Владимир Жмак заявил, что нет смысла привлекать к сотрудничеству каких-либо иностранных специалистов.
«При всем уважении к Deutsche Bahn, что касается грузоперевозок, то нас трудно сравнивать. В Европе грузовые железнодорожные перевозки не являются столь жизненно важными, как в Украине», — сказал он.
Так, по словам главы «Укрзализныци», Германия, Австрия, Польша имеют развитые сети автобанов, поэтому железной дороги конкурировать с ними нет смысла. К тому же пассажирские перевозки в европейских странах получают финансовую помощь от правительства.
Таким образом, европейский опыт перевозок пришелся не ко двору. А вот идея частных вокзалов приобрела новый масштаб. Владислав Криклий говорит, что получены рекомендации Всемирного банка, как обустроить концессию путем передачи одного крупного вместе с одним мелким вокзалом.
«По концессии вокзалов у нас движение происходит вперед, все планово. У нас шесть вокзалов сейчас готовятся к концессии, включая киевский вокзал. Мы пришли к мысли, что крупные вокзалы, которые являются своего рода магнитами, будем передавать в концессию не в одиночку, а таким себе набором», — заявил министр инфраструктуры.
«Чтобы вокзалы становились украшением городов»
Передачу вокзалов в концессию анонсировал еще прежний министр инфраструктуры Владимир Омелян в феврале 2019 года. Причем тогда речь шла о том, что Киевский вокзал передадут частникам в 2020-м году.
«Это — хороший бизнес, это — огромные площади, которые сейчас неэффективно используются и служат источником мелкой наживы для отдельных управленцев. Мы хотим, чтобы они приносили прибыль компании, становились украшением городов», — описывал ситуацию Владимир Омелян.
Тогда проводилась мысль, что вокзалы как объекты инфраструктуры, убыточны, и лучше отдать эти объекты в аренду частным инвесторам. По условиям концессии, вокзал остается в собственности государства.
А концессионер будет заключать договор на определенный период, к примеру 20-25 лет, и получать прибыль. Почему без концессии вокзалы убыточны, а оказавшись в частных руках, тотчас станут прибыльными, не разъясняли. Подчеркивалось, что там, дескать, обязательно останутся бесплатные залы ожидания. Только они станут лучше и чище.
«Давайте посмотрим на залы ожидания, которые есть сейчас. Людям там удобно? Точно нет. Там на самом деле не очень комфортно ни сидеть, ни стоять, плохая вентиляция помещений, много факторов, которые не способствуют комфортному размещению», — сетовал Владимир Омелян, намекая на то, что частники все сделают комфортнее, лучше и бесплатно, «если это прописать в концессионном договоре».
Кроме того, он указывал на фактор безопасности.
«Сейчас у нас на вокзалах массовые случаи воровства, мошенничества, спаивания людей, подсыпания им психотропных препаратов, чтобы обокрасть. Думаю, пассажиры только выиграют, если это будет большой новый комплекс с успешной управляющей компанией», — цитируют СМИ Владимира Омеляна.
Он подчеркивал: «Я уверен, если будет порядочный концессионер, который заинтересован в прибыли своей компании, он позаботится о том, чтобы преступлений там не было».
Стоит отметить, что в ходе реформы МВД была ликвидирована транспортная милиция. Еще в апреле 2015 года президент Петр Порошенко подписал закон, ликвидировавший УБОП, ветеринарную милицию, уголовную милицию по правам детей и транспортную милицию. В июле того же года вместо милиции появилась полиция, в которой такие структуры не предусматривались.
В 2018 году департамент пассажирских перевозок дальнего следования «Укрзализныци» заявлял о необходимости вернуть охрану.
«Каждый раз, когда мы обращаемся с таким предложением в МВД, то получаем ответ, что за эту услугу нужно платить», — отмечали в УЗ и указывали: пассажир при покупке билета платит НДС в бюджет, то есть по факту он уже оплатил обеспечение правопорядка.
Теперь вопрос с безопасностью можно считать решенным. Министр Владислав Криклий, который в 2014–2015 годах был советником главы МВД, о ней не говорит. Он просто сообщает что концессионные конкурсы по передаче вокзалов в частные руки будут запущены уже в этом году.