Вообще-то коррупцию побороть можно…

Социология утверждает, что почти 70% украинцев хотя бы раз в жизни давали взятки. Более половины соотечественников считает, что в нашей стране за деньги можно купить решение суда, депутатский мандат и освобождения от уголовной ответственности. А треть украицев верит, что за деньги можно купить даже жизнь или свободу другого человека. Неудивительно, что по итогам 2010 года Украина по уровню коррупции заняла 134 место среди 178 стран мира в рейтинге глобальной антикоррупционной неправительственной организации Transparency International. />
Коррупция — это общественное явление, риск которого будет существовать всегда и везде. Она связана с элементарными проявлениями человеческой психики и социальных отношений, когда возникает желание использовать деньги для решения того или иного вопроса, считает председатель правления Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко. Однако, по словам специалиста, украинской коррупции присущи как определенные различия, так и просто неслыханный размах. "К сожалению, в Украине проблема коррупции приобрела большие масштабы. Причем, как "по горизонтали", если оценивать разнообразие сфер общественной жизни, где коррупция проявляется и даже доминирует. Мы видим коррупцию от социальной сферы, образования, здравоохранения, заканчивая властью, или правовой сферой — в судах, в других правоохранительных органах также доминирует коррупция. И по "вертикали" мы видим такую же ситуацию. Коррупционные действия совершают не только чиновники, а также и рядовые граждане. Все опросы свидетельствуют, что коррупцию могут осуждать, но большинство граждан участвует в тех или иных коррупционных действиях ", — отметил эксперт.

Для того, чтобы обуздать коррупцию, нужны разные предохранители — начиная от общественной культуры, осуждающую взятки, и заканчивая правовыми факторами — наказанием за коррупцию, отметил Владимир Фесенко. Существует также законодательная профилактика коррупционных действий, когда устанавливаются нормы, которые минимизируют риски коррупции. Прежде всего, это экономическая дерегуляция, когда существует меньше запретов, лицензий и, соответственно, меньше соблазна использовать деньги для решения "нужных" вопросов.

По словам директора политико-правовых программ Центра им. Разумкова Юрия Якименко, для борьбы с коррупцией Украины не должна придумывать собственный "велосипед". Можно использовать положительный опыт других государств, в первую очередь прибалтийских и скандинавских. По словам Юрия Якименко, из балканских стран определенных успехов в борьбе с коррупцией достигла Словения, из постсоветских — Грузия. "Практика в разных странах существенно отличается, потому что у одних из них действенным было внедрение антикоррупционного законодательства и создание социальной уполномоченного учреждения противодействия коррупции, ориентированной в первую очередь на коррупцию в высших эшелонах власти", — говорит Юрий Якименко. — "Так было в прибалтийских странах, где такие институты являются достаточно сильными. В других странах пошли более радикальным путем. В той же Грузии кардинально обновили государственный аппарат, систему правоохранительных органов. Везде были свои практики. Но есть определенный набор антикоррупционных компонентов, позволяющих реализовать успешную стратегию ".

При этом Юрий Якименко добавил, что в разных странах отличались и подходы к тому, кто возглавил процесс противодействия коррупции. Например в государствах Юго-Восточной Азии, в Грузии это взяла на себя правящая политическая элита, демонстрируя стремление к самоочищению и подавая пример всей системе власти. В других странах гражданское общество стало фактором давления на власть.

По мнению Владимира Фесенко, Украина больше подходит первый вариант. Он считает, что борьбу с отечественной коррупцией нужно начинать именно с преодоления этого явления в институтах власти. Это даст возможность использовать их для наведения антикоррупционного порядка в других сферах, уверен Фесенко. В то же время Юрий Якименко отметил, что необходимым условием для преодоления коррупции во власти является наличие политической воли, то есть, готовности противодействовать коррупции, несмотря на пребывание при власти или в оппозиции, а также готовности начать с себя.

Читайте также по теме