Firefly Aerospace предпринимателя Макса Полякова вошла в список частных аэрокосмических компаний, которые примут участие в новой лунной программе NASA Артемида. Какие цели ставятся спустя полвека после проекта Аполлон?
Через 50 лет после Аполлона
50 лет назад, 20 июля 1969 года, американские астронавты Нил Армстронг и Эдвин «Базз» Олдрин впервые в истории человечества высадились на Луну. Это был 11-й по счету пилотируемый полет к естественному спутнику Земли в рамках программы NASA «Аполлон», принятой правительством США в 1961 году и продлившейся 14 лет.
Всего по программе Аполлон было совершенно 17 миссий, в ходе которых астронавты провели 6 успешных высадок на лунную поверхность. Аполлон 13 потерпел неудачу, взорвавшись на подлете к спутнику, но экипажу удалось спастись и вернуться на Землю в лунном модуле. Последняя на сегодня высадка на Луну произошла 11 декабря 1972 года. В общей сложности экспедиции «Аполлонов» доставили на Землю 382 килограмма образцов лунного грунта.
Любопытным фактом первой высадки на Луну явилось то, что на наружной стороне двери лунного модуля отсутствовали ручки, поэтому астронавты Армстронг и Олдрин, выходя на поверхность Луны, должны были следить, чтобы дверь не захлопнулась, и они смогли попасть обратно на корабль.
Название лунной программе дал инженер NASA Эйб Силверстайн. Позднее он рассказывал, что придумал его, сидя дома и думая о боге Аполлоне, который на своей колеснице летит к солнцу.
Директор NASA Джим Бранденстайн: «Мы летим на Луну, чтобы на ней остаться»
Сегодня, спустя 50 лет, американцы возобновляют программу по освоению Луны, окрестив ее именем сестры бога солнца, богини Луны – Артемиды. На этот раз амбиции США простираются гораздо дальше высадки на лунную поверхность и проб грунта. Планируется не только вернуть астронавтов на спутник, но и высадиться в нескольких его частях, в том числе, там, где еще ни разу не ступала нога человека — на Южном полюсе.
Благодаря Артемиде, NASA планирует к 2024 году обеспечить устойчивое присутствие человека на Луне для новых исследований и открытий и заложить прочный фундамент для построения лунной экономики с помощью частных компаний.
Конечной же целью, по заявлению директора NASA Джима Бранденстайна, является создание на Луне космической базы, которая в будущем станет стартовой площадкой для полетов на Марс. Изначально проект задумывался на 10 лет, но Дональд Трамп поставил задачу сократить сроки вдвое.
Артемида – 1 этап: CLPS
Артемида будет проходить в несколько этапов. Первый – это «Коммерческие доставки полезных грузов на Луну» (CLPS – Commercial Lunar Payload Services).
В 2018 году NASA отобрала 9 аэрокосмических компаний из 50 для доставки научно-технического оборудования на земной спутник. Помимо гранда Lockheed Martin, в список вошли 8 перспективных космических стартапов, среди которых и Firefly Aerospace.
Владельцем компании является бизнесмен Макс Поляков, а над созданием ее ракет-носителей работает международный коллектив ученых и инженеров из США и Украины. Сегодня Firefly готова предложить на рынке космических пусковых услуг легкую РН Alpha полезной грузоподъемностью до 1 т., а в 2020 году планирует запустить ракету-носитель среднего класса Beta, поднимающую на солнечно-синхронную орбиту до 4 т.
В июне 2019 года NASA назвало первые три компании, с которыми заключит контракты на доставку грузов на Луну.
4 груза за 97$ млн доставит Orbit Beyond. До сентября 2020 года компания должна посадить свой аппарат в Море Дождей, расположенном на северо-западной стороне Луны, видимой с Земли. Компания Astrobotic Technologies, получившая контракт на $80 млн, к июлю 2021 года доставит 14 грузов в Озеро Смерти. Intuitive Machines обязана высадиться в Океане Бурь с пятью грузами на борту, что обойдется NASA в 77$ млн.
Точный список грузов будет составлен к концу лета. Ожидается, что в него войдут навигационные приборы, измерители местного излучения и тестеры для проведения различных научных экспериментов.
Это только первый этап программы CLPS. Позднее NASA проведет еще несколько тендеров между участниками, выигравшими отбор, а значит остальным 6 компаниям тоже найдется работа. Intuitive Machines уже сейчас планирует использовать для доставки грузов на Луну ракету-носитель Firefly Beta, когда та пройдет все финальные испытания. Об этом сообщил CEO Firefly Том Маркьюзик.
«В сочетании с нашей ракетой-носителем Beta и партнерством с Intuitive Machines, Firefly предоставит комплексное предложение лунных услуг от стартовой площадки до поверхности Луны. Для нас большая честь объединить усилия с НАСА для расширения знаний о космосе и вдохновления нового поколения космических предпринимателей».
Кроме Firefly Макса Полякова и Lockheed за право доставки грузов на лунную поверхность поборются Deep Space Systems, Draper, Masten Space Systems и Moon Express. Всего на CLPS NASA планирует потратить 4.2$ млрд. Причем вначале эта цифра была на 1.6 млрд меньше. Но амбициозный Дональд Трамп увеличил финансирование в надежде ускорить процессы освоения Луны, и, тем самым, упрочнить гегемонию США в космосе. Инициативу Трампа поддержал владелец SpaceX Илон Маск. «Человечество будет очень воодушевленно, увидев, что оно возвращается на Луну», — написал он в Твиттере.
Этап 2. «Врата», программа защиты здоровья астронавтов и Moon Race
На следующем этапе программа Артемида предполагает подготовительные работы по обеспечению безопасности астронавтов, которые высадятся на Луну. Это будут один мужчина и одна женщина.
Астронавтов планируют высадить в 2024 году на Южном полюсе Луны. Операция будет проходить при помощи лунной станции «Врата» (Gateway), которую собираются построить на орбите спутника. Эта же станция в будущем должна стать стартовой площадкой для экспедиции на Марс. Миссия по созданию модуля для «Врат» возложена на компанию Maxar Technologies. Модуль обеспечит станцию электроэнергией и связью с Землей.
Поскольку присутствие на Луне планируется всерьез и надолго, одно из направлений, реализуемых в рамках Артемиды — проекты, направленные на защиту здоровья астронавтов. 30 апреля 2019 года NASA отобрало 12 компаний, готовых предоставить комплексные решения в вопросах изучения здоровья и работоспособности астронавтов во время будущих продолжительных миссий за пределами низкой околоземной орбиты. К ним относятся влияние стресса и нарушения сна в космосе на функцию мозга, а также реакции иммунной системы на моделируемую микрогравитацию.
Программа поможет подготовить астронавтов к испытаниям, с которыми им придется столкнуться в ходе лунных миссий и дальнейших полетов на Марс.
Также в Артемиде планируется задействовать ряд частных компаний, предлагающих инновационные решения в области космической разведки и технологий, необходимых для постоянного присутствия человека на Луне. Проекты привлекает конкурс «Moon Race», организованный компанией Airbus Defence. Мероприятие включает отбор в 4 категориях:
- производство, />
- добыча сырья,
- растительное воспроизводство на лунной поверхности,
- получение и аккумулирование электроэнергии.
В частности, речь идет о производстве различных предметов из лунного сырья, энергоснабжении на Луне, добыче воды и строительстве лунных оранжерей.
Например, технология, лежащая в основе солнечных панелей, развертываемых как жалюзи, может быть использована в качестве поверхностного источника энергии для пилотируемых полетов на Луну и Марс.
Конечная же цель — высадка человека на Луну и доставка обратно — будет осуществляться в 3 этапа.
1-й этап подразумевает испытательный полет сверхтяжелой ракет-носителя SLS, которая выведет на лунную орбиту космический корабль «Орион».
2-й этап – полет SLS Orion с экипажем на борту.
3-й этап или Артемида-3 – прилунение астронавтов и возврат на орбитальную станцию «Врата».
Firefly Aerospace – единственный международный участник Артемиды
Международная аэрокосмическая компания Firefly Aerospace, участвующая в Артемиде — это удачная американо-украинская синергия технического опыта с эффективным менеджментом,– считает Макс Поляков.
«Раньше Украина входила в топ-5 космических государств, поэтому инженерный потенциал остался на высоком техническом уровне. С 2018 года там полноценно работает R&D центр Firefly, проектирующий и испытывающий отдельные компоненты ракет Alpha и Beta, а также прототипы первых спутников компании», — рассказывает Поляков.
За два года под Firefly Макса Полякова удалось получить разрешение на запуски с космодрома ВВС США Ванденберг в Калифорнии, подписать соглашения с несколькими компаниями на предоставление пусковых услуг, в частности, с британским производителем спутников SSTL. Все это не осталось без внимания NASA и позволило Firefly принять участие в программе Артемида.
Макс Поляков: «Пришло время сделать новый шаг»
Макс Поляков отметил большую важность возрождения лунной программы.
«В декабре Firefly готовится к запуску легкой ракеты Alpha, которая выведет на НОО (низкую околоземную орбиту, до 200 км) 6 спутников Airbus. На очереди — средняя ракета Beta и пилотируемый космический корабль Gamma. Кроме того, мы планируем строить собственные спутники дистанционного мониторинга и свой луноход. Поэтому Артемида — это одна из плановых, но очень важных программ, где будут задействованы наши ресурсы. Тот маленький шаг, который сделал Нил Армстронг стал прорывным для всего человечества. Пришло время не просто вернуться и повторить успех, а сделать новый шаг и проложить дорогу к освоению Марса и других горизонтов», — прокомментировал Макс Поляков.