Накануне первый министр Шотландии Никола Стерджен официально запросила у Лондона право организовать всенародный референдум по выходу Эдинбурга из состава Великобритании. Соответствующее письмо было отправлено на Даунинг-стрит по электронной почте. Теперь у британского правительства есть около месяца, чтобы фактически решить судьбу волеизъявления шотландцев. Мнения аналитиков о том, будет ли дана такая санкция, разделились, однако сегодня эксперты сходятся в одном: после Brexit Британия уже никогда не станет прежней.
И вот почему. В отношении пресловутого референдума власти Соединенного Королевства настроены крайне негативно. Кабинет Терезы Мэй весьма недвусмысленно дал понять, что в данный момент подобное голосование лишено всякого смысла. Дескать, в 2014-м году большинство шотландцев уже проголосовали за то, чтобы остаться в составе Великобритании, и с тех пор мало что изменилось. Эдинбург полагает по-другому: тогда речь о Brexit не шла вообще, и население этой части Туманного Альбиона поддерживало идею присутствия станы в структурах Объединенной Европы. С выходом Великобритании из ее состава Шотландия оставила за собой право аннулировать действия договоров и соглашений с Лондоном. «Мы хотим быть частью Европейского Союза, — говорится в заявлении Шотландской национальной партии (ШНП), выступившей инициатором проведения референдума. – Именно поэтому с Англией нам не по пути».
Выражаясь юридическим языком, и Лондон, и Эдинбург столкнулись с правовой коллизией. Согласно акту о Шотландии от 1998-го года, Великобритания имеет право разрешить своему региону провести подобное всенародное голосование, но для этого понадобится принципиальное одобрение мероприятия верхней и нижней палатами парламента Соединенного Королевства. Учитывая, что парламентское большинство в СК составляют консерваторы, не желающие распада страны, получить такое одобрение будет крайне сложно. Более того, действия шотландцев могут создать прецедент, и вопрос отделения от Англии рассмотрят Северная Ирландия и даже Уэльс. Возможно, именно поэтому британский премьер Мэй в очередной раз призвала ШНП «хорошо подумать». Но вот ведь в чем проблема – «хорошо подумать» явно придется самим парламентариям. Если они категорически запретят проведение плебисцита, это подстегнет шотландских националистов, которые получат прекрасную возможность обвинить власти страны в нарушении или ущемлении прав отдельно взятого региона. «Таким образом, популярность ШНП взлетит до небес, а Эдинбург найдет новые «лазейки» в законодательстве для того, что все-таки высказаться относительно своей независимости, — сказала в комментарии корреспонденту ГолосUA шотландский политический обозреватель Дайан Кинг. – Вне всякого сомнения, такие «лазейки» будут найдены, поскольку большинство шотландцев теперь желают видеть свою землю независимой».
Отчасти это действительно так. Согласно опросам общественного мнения, сегодня в пользу выхода из состава Великобритании высказываются более 70% местных жителей. Большой популярностью в регионе пользуются листовки с призывом вернуть Шотландии ее «героическое прошлое». Не исключено также, что в случае отказа Лондона в вопросе референдума, на того же Эдинбурга, а также Глазго, Абердина, Данди и других городов провинции выйдут сотни тысяч демонстрантов с акциями протеста. В нынешних условиях такие акции британскому руководству ни к чему.
Впрочем, министр по делам Шотландии Дэвид Манделл уже заявил, что Лондон не будет обсуждать вопрос шотландского референдума ни во время Brexit, ни в первые годы после него. Предполагается, что к этой теме Великобритания вернется не ранее 2020-го года, да и тогда независимость региона может оказаться под большим сомнением.
Как бы там ни было, а парламент Шотландии уже постановил, что голосование может быть проведено либо осенью следующего года, либо весной 2019-го. Идея возвращения в «героическое прошлое» отлагательств не потерпит.