12 февраля 2016 года в аэропорту Гаваны состоялась беспрецедентная встреча Святейшего Патриарха Московского Кирилла и Папы Римского Франциска, по результатам которой была подписана совместная декларация. Прошедшие переговоры лидеров двух крупнейших христианских деноминаций (конфессий) на нейтральной "дружественной" Кубе пресса (даже не слишком сочувствующая как православию, так и католицизму) назвала «встречей тысячелетия» и новой страницей в истории Христианства. На встрече Украина была представлена Украинской Православной Церковью – в лице Митрополита Бориспольского и Броварского Антония, управляющего делами УПЦ.
Предстоятель Русской Церкви предположил, что его встреча с Римским Понтификом «в тот самый момент, когда так сгущаются тучи над Сирией и когда возникает угроза возможного столкновения государств, обладающих огромным разрушительным потенциалом», была промыслительной».
В Совместном заявлении, принятом по итогам встречи Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска, зафиксирована невозможность евхаристического (богослужебного) общения, отмечаются разделения из-за конфликтов прошлого и недавнего настоящего, различия между православными и католиками в понимании и изъяснении веры в Бога, единого в Трех Лицах, но при этом подчеркивается необходимость объединения усилий для свидетельства о Евангелии Христовом перед вызовами современного мира.
«Безудержное потребление, характерное для некоторых наиболее развитых государств, стремительно истощает ресурсы нашей планеты. Растущее неравенство в распределении земных благ увеличивает чувство несправедливости насаждаемой системы международных отношений», — сказанов Совместном заявлении.
Предстоятели Русской Православной и Римско-Католической Церквей выразили надежду на то, что «раскол среди православных верующих Украины будет преодолен на основе существующих канонических норм, а католические общины страны будут этому способствовать».
В свою очередь тематика 25 пункта итоговой декларации коснулась вопросов унии: «Надеемся, что наша встреча внесет вклад в примирение там, где существуют трения между греко-католиками и православными. Сегодня очевидно, что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства. В то же время, церковные общины, которые появились в результате исторических обстоятельств, имеют право существовать и предпринимать все необходимое для удовлетворения духовных нужд своих верных, стремясь к миру с соседями. Православные и греко-католики нуждаются в примирении и нахождении взаимоприемлемых форм сосуществования».
Весьма интересно, что рупор лондонских финансистов журнал The Economist предсказывал еще в декабре 2015 года активизацию общения «самых влиятельных христианских клириков» в рамках дипломатии Москва-Фанар-Ватикан в 2016 году. Изданием было предсказано, что «не стоит питать иллюзий – наибольшее фактическое влияние на православный мир останется за патриархом Кириллом».
Позже по экспертному заключению TheEconomist была опубликована оценка встречи в Гаване: «Франциск в своем интервью перед встречей дал понять, что в некоторых вопросах он согласен с Путиным и не согласен с Америкой и ее союзниками. Высказываясь намного более конкретно, чем обычно высказываются Папы по геополитическим вопросам, Франциск утверждал, что катастрофический результат вторжения в Ирак и досадная развязка Арабской весны были предсказуемы. Относительно Ливии, где западные силы помогли свержению бывшего диктатора Муаммара Каддафи, папа сказал четко: «Запад должен быть самокритичен». И продолжил: «Российская оценка и оценка Святого престола отчасти совпадают».
«Совместная декларация, выпущенная после встречи, содержала близкие Кремлю позиции относительно конфликтов в Сирии и Украине», — констатировали в британском издании. – «Франциск и Кирилл сошлись на необходимости прекратить преследование христиан на Среднем Востоке… В Украине присутствие Греко-католической церкви — больная тема для Московского патриархата, который видит это как католическое вторжение на православную территорию. При этом Франциск был восприимчив к взгляду Путина на происходящий там конфликт. Совместная декларация осуждает «вражду» в Украине, но избегает упоминания о роли России, называя ее внутренним конфликтом».
Отдельно была отмечена «ситуация с каноническим православием»: «…было решено, что межправославные споры в Украине должны быть решены исходя из "существующих канонических" правил и что католическая сторона не должна ничего другого поощрять».
В первую очередь, данное событие имеет большоезначение для единого подхода к развитию христианской цивилизации. Базовым тезисом послания выступила необходимость сохранения мира и недопущения очередной мировой войны. Бесспорно, встреча де-факто первоиерархов Запада и Востока придаст новый динамичный импульс политическому сближению двух мировоззренческих традиций Старого света.
Стоит отдельно отметить основные результаты знаменательной встречи для Украины (как известно, «украинскому вопросу» посвящены 25, 26, 27 пункт декларации):
— легитимизация в представлении Ватикана территории всей Украины в юрисдикции канонической УПЦ и запрет УГКЦ на откровенный лоббизмсамой идеи унии в Украине, за исключением трех «прокатолических» областей Галиции. По факту: осуждение политики прозелетизма и признание исторической ошибкой унии. Таким образом, позиции РПЦ при помощи Франциска в Украине значительно окрепли.
— касательно методики разрешения «внутриправославных вопросов» в пределах территории Украины, именно каноническое право было признано единственно возможным фундаментом преодоления раскола.
— Патриарх и Папа выступили принципиальными противниками военного решения конфликта в Украине, что явилось своеобразным предостережением его потенциальным подстрекателям.
— ситуация на Донбассе де-факто признана внутренним конфликтом;
— в результатемежцерковной дипломатии свершилось крушение «ющенковского» концепта создания при помощи внешнего воздействия Единой Поместной Украинской Церкви. Всеми ведущими церковными центрами силы заявленои на это не могли не обратить внимания ведущие мировые СМИ, что именно Украинская Православная Церковьво главе с Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием в соответствии с нормами канонического права является исторической церковью украинского народа.
Изучив текст декларации, становится очевидным, что по амбициям и экспансионному потенциалу (вне территории Галиции) УГКЦ был нанесен серьезный удар, ибо сама уния как форма была признана устаревшей и ошибочной. «Безусловно, этот текст вызвал глубокое разочарование среди многих верующих нашей церкви и просто неравнодушных граждан Украины… Сегодня многие обращались ко мне по этому поводу и говорили, что чувствуют себя преданными Ватиканом, разочарованными половинчатостью правды в этом документе и даже косвенной поддержкой со стороны апостольской столицы агрессии России против Украины. Я, конечно, понимаю эти чувства… Пункты, касающиеся Украины в целом и УГКЦ в частности, у меня вызвали больше вопросов, чем ответов», – заметил архиепископ УГКЦ Святослав (Шевчук) в интервью львовскому изданию Католицький Оглядач .
Спустя неделю, в интервью для Radio Vaticana, Папа Римский высказался о главе УГКЦ Святославе (Шевчуке) и прокомментировал текст его заявления: «Я читал интервью и скажу так: с догматической точки зрения Шевчук заявляет о себе как о сыне Церкви, находящемся в общении с Епископом Рима, с Церковью. Он говорит о Папе, о близости Папы, о своей вере и о вере православного народа. В догматической части нет никаких проблем, он ортодоксален в хорошем смысле этого слова, то есть в смысле католического вероучения. Затем, как в любом интервью — и в том, что я даю сейчас, тоже — каждый имеет право сказать что-то свое. Он сказал это не по поводу встречи, потому что о встрече он говорит так: это хорошо, и мы должны продолжать в том же духе. Во второй части — его личные идеи…».
Прошедшая встреча и подписанная декларация были с раздражением встречены и в Киевском патриархате, в свою очередь заявившем о «неприемлимости практики подобной дипломатии для УПЦ КП… В Украине сейчас происходит то же, что произошло с Чехословакией в 1938 и 1968 годах, с Венгрией в 1956, с Афганистаном в 1979». Принятая декларация существенно ослабила позиции главы неканонической УПЦ КП Филарета (Денисенко) на международной арене и в Украине.
Теперь же рассмотрим результат в глобальном аспекте. Так, в эфире крупнейшего новостного канала CNN специалистом по католической церкви Джоном Алленом было заявлено следующее : «Давайте посмотрим правде в лицо. Мы живем во время, когда религия часто рассматривается не как повод для объединения, но как повод для разногласий. Иногда она становится причиной конфликтов и кровопролитий.В этом контексте, когда два, вполне возможно, самых главных христианских лидера в мире говорят, что единство превыше всего, – это важно. То есть это никак не может быть малозначимым». Тем самым даже американские эксперты отметили, что практическая ценность встречи лидеров церквей для будущего христианства в целом необыкновенно высока.
Стоит отметить, Папа римский пошел на серьезные уступки патриарху Кириллу. Историялюбых договоренностей между Православием и Католичествомв прошлом свидетельствовало более о слабости восточного (православного) христианства в лице ее ведущего представителя — Византии, желавшей помощи католиков-крестоносцев от исламской экспансии. Сегодня ситуация изменилась наоборот. В новейшей истории межцерковных отношений встречи искал Ватикан. Так, аналитики из New York times полагают, что папе Франциску, который сделал сближение церквей основной линией своей политики, удалось встретиться с российским патриархом исключительно благодаря «сложному стечению обстоятельств».
По мнению некоторых экспертов, неудача компромисса Ватикана с либеральным секуляризмом заставила его руководство идти на сближение с «евразийским колоссом» ради формирования фронта для противодействия процессу дехристианизации Европы. В совместной декларации отдельно отмечается: «Мы видим, что превращение некоторых стран в секуляризованные общества, чуждые всякой памяти о Боге и Его правде, влечет за собой серьезную опасность для религиозной свободы».
«Упор на положение, в котором христианство оказалось на Ближнем Востоке, — это пиар-победа РПЦ, которая ради укрепления своих позиций в России позиционирует себя как защитница гонимых христиан по всему миру», — отмечается в публикации авторитетного журнала Foreign Policy. По экспертному мнению издания, это событие «может иметь геополитическое значение с учетом того, какие группы людей представляют лидеры двух церквей». В тоже время в Римской курии есть влиятельные силы, которые поддерживают желание использовать русскую военную машину с целью сохранения христианства на Ближнем Востоке.
Именно в этом контексте интригующе выглядит обращение Патриарха Кирилла к студентам МГИМО от 6 марта 2016 года после великого освящения храма Александра Невского (при МГИМО)и литургии в нем: «Я радуюсь тому, что у нас есть возможность сегодня объединить силы сдругими…защищая Божью правду, жизнь наших братьев и сестер — христиан по всему миру, защищая и само право исповедовать Господа Иисуса Христа». При этом,Предстоятель РПЦ подчеркнул (вероятно, в связи с очередным обострением ближневосточного вопроса), что «Россия выступает, может быть, сегодня главной силой, защищающей христиан по всему миру».
Заявление по Ближнему Востоку двух первоиерархов стало также косвенным признанием политического провала политики Фанара в качестве негласного протектора (самоназначенного) христианских меньшинств в пределах бывшей Оттоманской Империи вследствие известной степени зависимости Варфоломея от официальной Анкары в лице Диянета (эрдогановского Гос. Управления по делам религий), это не сможет не вызвать напряжения у Вселенского Патриарха Варфоломея. Придание со стороны «католических» СМИ столь большого значения прошедшей встрече предстоятелей Первого и Третьего Рима, названной «встречей тысячелетия» стала нехорошим знаком для Константинополя, данной политикой его роль была публично нивелирована в глазах христианской общественности. Все эти факторы естественным образом укрепят позицию патриарха Кирилла на предстоящем в этом году Всеправославном соборе.
Без сомнения, будет и определенное число недовольных среди прихожан и клириков РПЦ состоявшейся встречей, в частности, могут быть случаи обвинений руководства Церкви,что встречей запятнана «духовная чистота Русской Церкви». Относительная поспешность в объявлении публично ранее не анонсируемой даты встречи могла вызвать «брожение умов» в отдельных группах паствы. За этим стоит "боязнь уравнивания Апостольской Церкви с ересью" через «синкретический (несоединимый) экуменизм». Данные круги боятся чрезмерного углубления подобной мировоззренческой матрицы. В декларации было отчасти легитимировано право греко-католиков на само существование, хоть и с ограничениями, что все равно не будет выглядеть хорошо в глазах ультраконсервативной паствы и духовенства, которые рассматривают греко-католиков как раскольников, а католический папизм как ересь несовместимых с Церковью. Впрочем, очень вероятно, что, как и в случае с Баламандской декларацией 1993 года, священноначалие РПЦ не будет придавать недавней декларации "догматическое значение", считая данное соглашение. прежде всего, дипломатическим документом.
В свою очередь, критически настроенная к «развороту на восток» политики понтифика католическая газета Catholic Herald (Лондон, Великобритания) осталась крайне недовольна событием. «Ватикан сделал все, чтобы удовлетворить патриарха Кирилла, но мало получил взамен». Британское издание считает, что «Москва, а не Святой престол имеет наибольшее основание быть удовлетворенной после встречи в Гаване и совместной Декларации. Ватикан в своем стремлении добиться встречи, которая «ускользала» от предыдущих пап, позволил Московскому патриархату во многом определить условия и повестку дня. Как видим, Москва сейчас выглядит привилегированным партнером Рима для диалога. Ватикан, в свою очередь, будет удовлетворен тем, что встреча состоялась вообще. Кирилл должен иметь наибольшую причину быть доволен встречей. Он принял смелое и значительное решение. И он видел, как Рим прогнулся, чтобы получить его без чего-либо взамен».
Вообще, ради объективности в оценке стоит учесть, что непоколебимость Патриарха Кириллав теологических вопросах сыграла достаточно важную роль в столь историческом, в каком-то плане даже рискованном событии. Православная церковь ни на шаг не отступила от своей позиции во внутрихристианских догматических вопросах. В определенном смысле, моральный авторитет и духовное первенствосо стороны Православия были сохранены.
Отдельно стоит взглянуть на событие и его возможные последствия в геополитической плоскости. Так, Ватикан, при начавшемся процессе тектонических изменений системы глобального управления, политически укрепит свои позиции "активизировавшимся диалогом с потенциалом для сотрудничества" с Москвой, церковной и светской, ради сохранения собственного статуса в новых условиях (дипломатическая победа консервативно ориентированной внутриватиканской группировки).
Относительно удовлетворения Кремля прошедшим событием. Благосклонное отношение нынешнего руководства Престола Святого Петра к Москве в последние годы достаточно заметно, а явная тенденция к сближению наблюдалась с 2013 года.В их мировоззрении наметились серьезные точки сопряжения, в частности по вопросам развития ближневосточного региона и необходимости защиты традиционных ценностей. Данная встреча может послужить серьезным импульсом в восстановлении и вероятном углублении экономического сотрудничества стран, ориентированные на Ватикан, и России. Как следствие -привлечению в РФ дополнительных инвестиций.При подобном продвижении ситуации – серьезное усиление геополитических позиций РФ при поддержке, так называемой, группы «Ройял-ригглс» — ориентированной на Ватикан влиятельной гвельфской романо-германской аристократии и сопутствующих бизнес-групп (ищущих, по мнению экспертов, сближения с Кремлем). В какой-то степени это можно назвать антиамериканским демаршем сцелью удержания контроля над европейскими активами континентальными элитами. В рамках данной инициативы, Россия может стать лидирующей силой для охраны интересов консерваторов-традиционалистов в противостоянии с лево-либеральным секулярным движением. В этом контексте интересно отдельно отметить статью, опубликованную в информационном агентстве Папского института заграничныхмиссий AsiaNews (Рим,Италия) :«Первый и Третий Рим сдают карты другим. Папа и патриарх подписали амбициозную сделку. Документ выходит за рамки защиты христиан на Ближнем Востоке, который был первопричиной встречи, но отходит на задний план на фоне их импровизированных заявлений».
В некотором смысле, прошедшее свидание руководства церквей на острове Свободы – это союз в деле продвижения традиционных ценностей и попытка по-общему взглянуть на перспективы развития человеческой цивилизации. Безусловно, патриарх в этой ситуации выступал с позиции силы, вследствие чего состоявшаяся встреча глав конфессий в определенной степени — дипломатический успех Московской Патриархии.