Встретились, поговорили…
size="2">Президент Виктор Янукович отметил годовщину своего правления «чисто по-русски»: 4 часа в прямом эфире Президент Украины общался со страной. Этот прием коммуникации он позаимствовал у Владимира Путина — ВВП сделал телевизионные беседы с россиянами своей информационной фишкой.
size="2">Подобный стиль характерен для правителей, которые хотят выглядеть доступными и открытыми, но избегают прямых контактов с внешним миром и его обитателями. Откровенно говоря, такой разговорный формат не совсем отвечает и политическому, и харизматичному стилю Януковича. Ему сложно говорить по-украински, он подбирает слова и выражения, не блещет остроумием и не способен на быструю вербальную реакцию. Проще говоря, глава государства — не спикер, а немногословный управленец. Хотя есть позитивные сдвиги: он уже не называет коррупционеров, «козлами, которые мешают жить», а нерадивых чиновников «шлеперами».
size="2">Тем не менее, другого способа демонстрации доступности Президента в его администрации не нашли… Что лишний раз говорит о слабости пиар-команды нынешнего юбиляра, ее неспособности предложить и реализовать подходящую именно Виктору Януковичу форму диалога.
size="2">Зато вопросы были «сгруппированы» и поставлены правильно. Глава государства смог ответить на 48 проблемных вопросов и все они были довольно острыми, касались насущных проблем: повышения цен на ЖКХ, низких пенсий, экологии, неподъемных налогов. Да, было и несколько откровенно «сервильных» приглашений приехать на лук и сало в одно из сел Черкасской области или посетить детский дом в Черновцах и вспомнить свое «сирое» детство. Но в общем потоке они не играли ключевой роли. Скорей, были ориентированы на то, чтобы показать «человечность» главы державы, его простоту. Ну просто Ленин и дети…
size="2">При этом надо признать, что общение Виктора Януковича в лучшую сторону отличалось от «проповедей» его предшественника Виктора Ющенко, который долго и пространно беседовал со своей нацией. Журналисты рыдали, когда им приходилось «вычленять» то, что хотел сказать герой Майдана. В отличие от него, нынешний глава государства говорил лаконично. Иногда ему не хватало слов, иногда — мыслей. Поэтому четырехчасовая коммуникация вышла достаточно нудной, однообразной и постановочной. Но не это даже главное.
size="2">Стиль общения Януковича со страной (обещания «накачать чиновников», «посадить воров», «поиграть в теннис с журналистами») показывают резкое снижение уровня общественно-политической дискуссии. Янукович не случайно ушел от ответов на проблемные вопросы о героическом статусе Шухевича и Бендеры («не надо искать быстрые и простые ответы на сложные исторические вопросы») или о статусе языка. Зато он с удовольствием оперировал банальными истинами, вроде «вор должен сидеть в тюрьме» и обещаниями все улучшить к 2012 году.
size="2">При этом никто не спросил про бесчинства судей и коррупцию в судебной системе, про будущую модель выборов и издевательства над Конституцией, паразитизм милиции и своеволие силовиков, про отношения Президента и парламента, «наместничество» в регионах и взаимоотношения с оппозицией. По сути, это и были те вопросы, на которые у лидера Украины нет внятных или заготовленных ответов. Это те лакуны, которые Виктор Федорович не в состоянии заполнить ни своим тяжеловесным юмором, ни обещаниями исправить все в 2012 году. Фактически, это будут болевые точки общества в ближайшее время и способ анестезии Президенту либо неизвестен, либо он не считает нужной ее применять.
size="2">Еще один момент: Президент охотно вживался в роль «доброго царя», тем более, что накануне первой годовщины президентства он лично подписал указ о создании Конституционной ассамблеи, работа которой призвана составить новую Конституцию в удобной для него форме. Нетрудно заметить, что глава государства во время четырехчасовой беседы ни разу не сослался на командный подход в государственной работе, не пообещал, например, проработать необходимые законы ( вроде земельной реформы) с парламентом. Да и вообще не упомянул о сотрудничестве с депутатами, хотя все инициированные новой властью реформы должны быть оформлены законодательно. То есть, Верховная Рада для Президента как бы не существует и, очевидно, это выразится в дальнейшем игнорировании воли парламента, подмены его функций разными ассамблеями и зборами.
size="2">Виктор Янукович также сообщил, что будет менять кадры в правительстве которые не успевают за темпом реформ. То есть, единолично править исполнительной вертикалью. Кроме того, он пообещал лично разобраться в столь разноплановых ситуациях, как закрытие украинских школ, декларировании доходов чиновников, реформировании армии и притеснениями прессы. Такое позиционирование удобно для Президента, которого Анна Герман уже давно окрестила «железным хозяином». Но оно и опасно одновременно: оппозиция имеет возможность направить все общественное негодование на одного-единственного человека, обвинив его во всех бедах и проблемах. А это значит, что Виктор Янукович не сможет разделить ответственность ни с Верховной Радой, ни с правительством, ни с обществом, как в свое время пытался делать А. Мороз, обвинявший сограждан в «баранизме». Янукович хочет сконцентрировать власть в своих руках, но и отвечать за все ему придется самому.
size="2">В том числе, и за непопулярные реформы. Президент четко дал понять, что на Налоговом кодексе не остановятся («Я верю, что Налоговый кодекс заработает»), и вслед за ним следует ждать пенсионной и земельной реформы. По сравнению с ними Майдан предпринимателей-2010 покажется просто детскими играми. Виктор Янукович подчеркнул, что поднятие планки пенсионного возраста будет не резким, постепенным, а значит, всю пенсионную систему страны ждут несколько лет «перетряски» и хаоса.
size="2">Странно это, ведь в том же диалоге глава государства пообещал максимально сократить сроки трансформаций, чтобы сделать переход от старого к новому менее болезненным. Видимо, дело в том, что государство и новая команда намерены «запустить руку» в Пенсионный фонд, который аккумулирует самый значительный объем средств в Украине. Пенсионные деньги — это даже круче, чем транши МВФ.
size="2">Сюда же можно отнести и эксперименты с рынком земли: президент «откликнулся» на призыв селян о необходимости свободного оборота земель, разрешения которого давно ждут инвесторы. Они якобы не хотят идти в Украину лишь потому, то их сдерживает мораторий на торговлю землей. Стоит снять этот ограничитель, и зарубежные потоки хлынут в аграрный сектор? Или наоборот, к 20-летию Независимости Украина окажется на грани ее утраты — ведь продажа земли и продажа родины в нашем понятии чуть ли не синонимы.
size="2">В общем, те, кто бунтовал против попыток приватизации «Укртелекома» и Одесского припортового завода мыслили слишком мелко по сравнении с масштабными проектами нынешнего лидера. И такие «приемы» только понижают рейтинг Януковича. Само намерение провести реформы вызывает понимание у людей: нельзя ведь жить «по старинке», надеясь что еще выдержат трубы, заводы и дороги, построенные несколько десятилетий назад. Вызывает недоверие двойственность в проведении этих реформ, о которых сказано выше: многоуровневая пенсионная реформа, растянутая на годы, сокращение медицинских услуг под видом преобразований в сфере здравоохранения, распродажа земли «для удобства селян», закрытие школ под соусом «оптимизации». Не понимают идеи реформирования даже те, кто автоматически вошел во власть — армия чиновников, аппарат команды Президента. И соответственно, звучат справедливые вопросы о том, как может юрист или экономист за 1.800 гривен господачки осуществлять современные подходы управления государством?
size="2">Прямой диалог Президента с обществом обозначил и еще одну, очень важную проблему: взаимоотношения власти и прессы, власти и институтов гражданского общества. Можно сказать, что год президентства Виктора Януковича отмечен яростной борьбой со СМИ (обыски у журналистов и блоггеров) и общественными движениями. Их пытались то подавить, то приручить (приказ о создании общественных советов при всех министерствах, например). Потом Президент просто решил «опустить» прессу, заявив во время прямого диалога, что журналистам критические статьи о власти подсовывают «враги». А что, спрашивается, мешает организовать в СМИ материалы позитивные, от сторонников Президента? Лень и непрофессионализм команды с которой Янукович пришел во власть?
size="2">Налицо непонимание принципов работы «четвертой власти», необходимости общественного и медийного контроля для очищения власти от коррупции, кумовства и «тормозов реформ», которые декларировал Виктор Янукович на протяжении 4 часов беседы. СМИ воспринимаются главой государства (и это мнение навязывается обществу) не как «цепные псы демократии, а как «бюро обслуживания» интересов власти или оппозиции. Что ж, журналисты во Львове имели полное право ехидно переглядываться, когда Виктор Янукович заявил, что «мы обречены жить вместе в нашей чудесной стране».
size="2">И напоследок. Было очевидно, что ярко выраженные социальные вопросы преобладают в числе тех, которые граждане хотели задать своему лидеру. Мамы из Кировограда беспокоились о дороговизне детских подгузников и питания, пенсионерка из Енакиево сетовала на высокие тарифы… Основной массив вопросов касался роста цен на продукты и бензин, плохую экологию и сохранение льгот. Фактически не было (или их умело отфильтровали) вопросов, касающихся гражданских прав и свобод, притеснения митингов, политических репрессий. А на те, что были, граждане получили однозначные ответы. Журналисты критикуют власть? Так это они заказухи отрабатывают. Налоговый кодекс увел бизнес в тень? Его просто невнимательно читали. СИЗО переполнено политиками и экс-руководителями правительства Тимошенко? Так это борьба с воровством и коррупцией. Пшонка стал Генпрокурором? Так это потому что он профессионал, а не кум Президента.
size="2">По сути, в Украину постепенно возвращают даже не пророссийскую, а советскую модель взаимоотношений власти и общественных институтов, которые должны заниматься не критикой власть имущих, отслеживая и указывая их ошибки, а «озаботиться» исключительно социальными проблемами. Борьба за социалку – вот, по мнению Президента и его соратников, основная задача прессы и третьего сектора. Тогда у СМИ и общественных организаций и времени совать нос в политику, проверяя чем там занята власть на верхних этажах, не будет.
size="2">Если команде Януковича удастся построить по этому плану взаимоотношения с обществом, то нет сомнений, что президентское будущее у Виктора Федоровича будет не менее светлым и долговечным чем у Владимира Путина. А, может, и как у Александра Лукашенко.
size="4">.
Читайте также по теме