В Украине поменяли правила для автолюбителей. Изменения коснулись не только водительских прав, но и деятельности автошкол.
В начале апреля на заседании Кабинета Министров был пересмотрен статус водительского удостоверения. Так, чиновники постановили, что права могут выступать заменой паспорта только в том случае, когда речь идет о транспортном средстве (при иных обстоятельствах потребуется удостоверение личности).
«Для водителей при управлении транспортным средством достаточно иметь с собой только права», — уточняет адвокат Вадим Володарский.
Кроме того, чиновники обновили требования к автошколам. Так, ужесточены требования к регистрации учебных групп в сервисном центре МВД. Ее необходимо провести до начала занятий.
«Преподаватели и инструкторы по вождению будут обязаны вносить в специальный электронный журнал информацию о времени проведения теоретических и практических занятий, а также транспортное средство, на котором будет осуществляться практическое занятие. Нововведение призвано усилить контроль за организацией учебного процесса в каждом заведении по подготовке водителей и, в частности, знаний каждого слушателя», — сообщили в МВД.
Помимо этого, автошколы освободили от повинности покупать в сервисных центрах МВД бланки свидетельств об окончании курсов. Чиновники решили, что внесение электронных вариантов этих документов в базу данных МВД станет эффективной заменой старым нормам. Вместе с тем, до 2-х лет сокращен срок действия данных документов.
Также, согласно нововведениям, при формировании учебных групп автошкола может игнорировать прежнее ограничение в 30 человек. Отныне класс может быть укомплектован по усмотрению учебных учреждений.
Кроме того, чиновники дали добро фото и видеосъемку во время прохождения экзаменов. Теперь необходимое оборудование будет монтироваться на экзаменационном авто.
Помимо прочего, невозможно будет сдать теоретический экзамен в одном территориальном сервисном центре МВД, а практический — в другом.
По словам экспертов, данные новшества должны облегчить аккредитацию автошкол, ведь отныне этими вопросами будет заниматься не центральный аппарат, а региональные сервисные центры МВД.
Под упрощенный механизм аккредитации попали и учреждения, которые принадлежат к сфере управления Министерства образования и науки.
Ожидается, что новые правила должны снизить расценки в автошколах. Сегодня цена обучения на категорию В (легковушка) составляет 4-6 тыс. гривен.
Однако в вводимых изменениях есть и минусы. Как отмечают эксперты, свободное формирование численности класса может негативно сказаться на качестве учебного процесса.
Надо добавить, что изменения коснулись и медицинской справки. Теперь она должна содержать анамнез (список недугов, не препятствующих вождению) и группу крови, которая впоследствии будет зафиксирована на водительских правах.
«В нашей стране огромный перечень противопоказаний, которые запрещают садиться за руль граждан с такими заболеваниями. Однако найти человека, у которого нет ни одного из этого списка заболеваний, практически невозможно. Нам нужно от этого отказаться и прийти к системе, которая действует в западных странах. Там проверяется только зрение, и нет никакой дискриминации. В нашей стране человек с диабетом или геморроем не имеет права водить машину. Также украинец не может садиться за руль, если у него искусственный хрусталик в глазе. Кроме того, если кто-то из граждан 20 лет назад обращался к наркологу или психиатру и попал на учет, то за руль ему садиться нельзя. Таких ограничений в цивилизованном мире нет. На западе если у человека нет проблем со зрением, то он водит. При этом ДТП по медицинским противопоказаниям в нашей стране огромная редкость. В основном они происходят из-за алкогольного опьянения и несоблюдения ПДД», — рассказывает Вадим Володарский.
Автомобильный эксперт Владимир Караваев считает, что для усовершенствования процедуры выдачи водительских прав и подготовки автолюбителей нужно создать институт независимых экзаменаторов.
Он напомнил, что, подписав соглашение об ассоциации с Европейским союзом, Украина обязалась выполнять нормы директивы ЕС о водительском удостоверении.
«Но последние шаги, одобренные Кабмином, никакого отношения к данной директиве не имеют. Вообще в европейских странах, в отличие от Украины, учебный процесс никак не контролируется. Там акцентируют внимание на финальных экзаменах. Для оценивания знаний и умений будущих водителей там существует институт независимых экзаменаторов. Вы можете учиться где угодно, но когда вы приходите на экзамен, этот человек проверяет ваши навыки, оценивает теоретические и практические знания, а после принимает решение о степени вашей готовности. Если после получения водительских прав лицо сразу попадаете в ДТП, то претензии предъявят и к экзаменатору. Вводимое ужесточение требований к автошколам однозначно не приведет к улучшению безопасности на дорогах», — заявил он.