С наступлением холодов поступают сообщения об остановке ряда энергоблоков тепловых электростанций (ТЭС), о дефиците угля. Пока возобновлены поставки электроэнергии из России и Беларуси. Но, по экспертному мнению, возможны веерные отключения и подорожание электричества.
«Это выход в ремонт на короткое время»
На выходных на двух электростанциях в Винницкой и Львовской областях произошло аварийное отключение энергоблоков. «Так, в 00:52 6 февраля в аварийный ремонт остановлен блок №2 Ладыжинской ТЭС. «Причина — шум в топке котла. В 04:58 в аварийный ремонт остановлен блок №5 Добротворской ТЭС. Причина — неисправность автомата безопасности», — сообщил в Telegram-канале глава комитета по вопросам энергетики и ЖКХ Верховной Рады Андрей Герус.
Затем в аварийный ремонт были выведены еще два энергоблока — блок №9 Бурштынской ТЭС и блок №4 Киевской ТЭЦ-5.
«По состоянию на утро 8 февраля в аварийном ремонте находится всего 10 энергоблоков: 8 блоков на ТЭС группы ДТЭК и по одному на Донбассэнерго и Киевтеплоэнерго», — отметил Герус.
Компания ДТЭК предоставила иную информацию: часть энергоблоки не на ремонте, а просто невостребованы. Дескать, согласно графику производства, 7 энергоблоков (4 – Бурштынской ТЭС, 1– Луганской ТЭС, 1 – Кураховской ТЭС и 1 – Ладыжинской ТЭС) пока не востребованы энергосистемой и сегодня находятся в резерве.
«Ситуация может поменяться, и при возникновении дефицита в энергосистеме – энергетики готовы к командам НЭК «Укрэнерго» на подъем резервных энергоблоков», – заявили в ДТЭК.
Там сообщили, что работают в энергосистеме 28 энергоблоков ТЭС ДТЭК из 35 В ближайшее время, планируется включить в энергосистему еще 3 энергоблока.
А на аварийных ремонтах находится только один энергоблок Бурштынской ТЭС и энергоблок №8 Приднепровской ТЭС, который не может работать на угле ввиду отсутствия разрешения на выбросы.
«При этом термин «аварийное отключение блока» не означает потерю мощности блока и коллапс энергосистемы. Обычно это выход в ремонт на короткое время для устранения недочетов в работе, например, свищи поверхностей нагрева котлоагрегата и прочее, которые в том числе возникают из-за невозможности проведения полноценных ремонтов», – пояснили в «ДТЭК Энерго».
Тем не менее, сообщалось, что что с 1 февраля Украина возобновила импорт электроэнергии из России. Позже телеканал «Беларусь 1» сообщил, что Украина обратилась к Беларуси с просьбой об экстренных поставках электроэнергии. Дескать 2-3 февраля из-за аварий были остановлены украинские Запорожская и Кураховская ТЭС, в связи с чем в центральных регионах Украины возник дефицит электроэнергии.
Напомним, что Запорожская ТЭС отключилась от энергосистемы из-за замыкания на подстанции. Мэр Энергодара Дмитрий Орлов в Facebook сообщал: «Весь Энергодар, а также соседние населенные пункты, в том числе и город Днепрорудное остались без электроснабжения. По предварительной информации, к этому привела авария на ТЭС ДТЭК. Все блоки тепловой станции внезапно сели на ноль».
25 депутатов Верховной Рады (фракций «Слуга народа», «Голос», ЕС «Батькивщина») обратились в СНБО с просьбой проверить информацию, распространенную в СМИ относительно того, что на территории Запорожской ТЭС 3 февраля «среди производственных установок вечером был пожар».
5 февраля поступило новое сообщение: На Запорожской ТЭС в Энергодаре произошло аварийное отключение одного из энергоблоков. «Сегодня, 5 февраля, в 10:49 произошло аварийное отключение энергоблока №1 ДТЭК Запорожской ТЭС из-за неисправности системы охлаждения трансформатора», – говорилось в сообщении мэрии Энергодара.
«Запасы в 5,5 раза меньше»
Телеканал «Беларусь 1» сообщил, что поводом для просьбы о поставках белорусского электричества со стороны Украины стала «критическая ситуация с обеспеченностью электростанций углем». За зиму запасы угля на Украине сократились. Пока стороны договорились о поставках от «Белэнерго» 500 мегаватт.
Андрей Герус также сообщил о нехватке угля. «Уголь на складах ТЭС был сожжен в турборежиме, а новый не был завезен (80% ТЭС и 90% добычи угля принадлежат частным компаниям). По состоянию на 1 февраля, запасы угля составляют 437 тыс. тонн — это лишь 44% от гарантированных минимальных запасов, или 20% от прошлогодних запасов на эту же дату», — написал Андрей Герус в Facebook.
Он считает, что к дефициту привело ограничение конкуренции на рынке (ограничения для одних и преференции для других)
По данным «Укрэнерго», запасы топлива на складах ТЭС с ноября 2020 года уменьшились в 5,7 раза — до 436,8 тыс. тонн. Сообщалось, что 48% запасов угля сосредоточено только на двух станциях — Луганской и Славянской.
А по данным Министерства энергетики, на 2 февраля запасы угля на ТЭС составляли 431,9 тыс. тонн (291 тысяча тонн — газового угля и 140,9 тысячи тонн — антрацита). Эти запасы в 5,5 раза меньше тех, которые были, по состоянию на 4 февраля 2020 года (2,4 млн тонн).
«К сожалению, если полагаться только на такие запасы угля, то на Украине уже 18-19 января были бы веерные отключения. А наличие у всех украинцев света и тепла — это самое главное, потому начался импорт электроэнергии, который сейчас составляет 2—4% от нашего потребления, но в наиболее нужные часы», — отмечает Андрей Герус.
«Страшно говорить о степени износа ТЭС»
Отметим, что ситуация не была неожиданной. Еще 15 января в кабине пообещали не отключать электричество в домах граждан. Премьер-министр Денис Шмыгаль тогда заявил, что Украине удастся избежать веерных отключений электроэнергии.
Он сообщил, что правительство планирует кроме импорта угля из Казахстана, использовать топливо с украинских шахт. Однако, на это понадобится время, потому что раньше украинские шахты приостановили добычу угля и теперь ее придется восстанавливать.
«Единственное, есть определенная инерционность. Когда склады были забиты, угольные шахты приостановили или сократили добычу, а сейчас начинают восстанавливать его», — отметил глава правительства.
Экономист Александр Гончаров пишет в Facebook, что до Дениса Шмыгаля «дошло», что пора снимать с себя ответственность за веерные отключения. «Кабмин заслал в Офис Президента экстренный план веерных отключений электроэнергии, которые должны начаться уже со следующей недели», — пишет Гончаров.
Кроме нехватки угля, как отмечает эксперт, «уже просто страшно говорить о степени износа основных производственных фондов ТЭС». Он прогнозирует подорожание электричества.
«Для Кабмина и «Укрэнерго» решение лежало на поверхности: планируется во время морозов балансировать энергосистему с помощью энергоблоков, которые могут работать на резервном топливе (газ), увеличение объемов генерации на ГЭС и ГАЭС, и с помощью импорта электроэнергии.
Итак, предстоит на ТЭС палить очень дорогой газ, например, уже государственное «Центрэнерго» подключило к работе энергосистемы дополнительно 6-ть энергоблоков с использованием газа, однако, это неизбежно приведет к росту стоимости электроэнергии. Снова залезут в карман каждого потребителя»- резюмирует эксперт.