Более 70 % норм Конституции Украины нарушены не выполняются или никогда не начинали выполняться, говорят эксперты. Они отмечают антисоциальные процессы на фоне попыток сконцентрировать власть в новой авторитарной модели.
«Максимально избавиться от социальной функции государства»
28 июня, по случаю 25-й годовщины принятия Конституции Украины, прошло торжественное заседание Верховной Рады при участии первых лиц государства, народных депутатов нынешнего созыва и парламентариев второго созыва Рады, которые принимали Конституцию 1996 года. Была церемония поднятия Государственного флага, различные акции от Образовательного центра парламента, концерт классической музыки, световое шоу.
Вопреки торжественности юбилея, саму Конституцию в Украине не выполняют, говорит директор Украинского института политики Руслан Бортник. «Мы, как аналитический центр, анализировали выполнение положений Конституции Украины. Более 70 % конкретных норм, норм прямого действия Конституции нарушены, не выполняются или даже не начали выполняться. Там есть отсылки, нормы, которые вообще еще не работали», — заявил он.
По мнению политолога, во власти появилась группа, которая считает Конституцию пережитком прошлого. «В последние 2-3 года, приобретает силу угрожающая тенденция. Внутри элит появилась доминирующая группа, которая считает эту Конституцию пережитком прошлого, архаизмом. Для которой Конституция – это проблема, барьер для реализации их неолиберального подхода к модели государства», — рассудил Руслан Бортник.
Он видит попытку «максимально избавиться» от социальной функции государства и сконцентрировать власть в новой авторитарной модели. «Эта группа все активней поднимает вопрос о необходимости переписывания Конституции», – сказал политолог.
Стоит напомнить, что тотчас после начала работы парламента нынешнего созыва — в течение одного дня — 3 сентября 2019 года Верховная Рада рассмотрела сразу восемь проектов изменений в Конституцию.
Принят был только один законопроект — об отмене депутатской неприкосновенности: его за два года до того внес в парламент тогдашний президент Петр Порошенко. А семь проектов тогда подал Владимир Зеленский. Они касались, например, уменьшения количество депутатов Рады с 450 до 300 и пропорциональной системы их выборов.
Объяснения были такого рода: «Если выйти на улицу и спросить у граждан Украины, согласны ли они с тем, что в Украине 450 депутатов это слишком много, мы услышим 90, а может и 100 процентов ответов, что да, 450 депутатов — это слишком много». Это говорил с парламентской трибуны представитель Зеленского в Конституционном суде Федор Вениславский.
Стоит сразу отметить, что изменения были приняты позже. Тогда законопроекты просто направили в Конституционный суд. Уже тогда, с сентября 2019, появилась инициатива лишать нардепов мандата за систематические прогулы заседаний парламента или за голосование вместо другого парламентария. Уже тогда предлагалось закрепить в Конституции право Президента назначать и отправлять в отставку руководителей Национального антикоррупционного бюро и Государственного бюро расследований.
Имелся президентский законопроект о предоставлении права законодательной инициативы народу. «Наш народ довольно мудрый, и он показывал это неоднократно, в самые трудные ситуации нашей истории», — утверждал представитель Президента Вениславский. Как именно народ сможет вносить законопроекты в Раду было непонятно: это должен был определить специальный, еще не разработанный закон.
Издание bbc.com цитировало в тот день нардепа Сергея Рахманина: «У меня предложения к тем, кто поддерживает эти проекты: перечитайте их еще раз. Я не уверен, что вы даже поймете, о чем речь, а если поймете, то спросите себя: стоит ли делать из Библии комикс, это немного другой жанр».
«Пришел менять страну»
За время своего существования Конституция Украины претерпела множество изменений. Основной целью которых, было прежде всего перераспределение полномочий между президентом, парламентом и правительством.
Самые крупные изменения были внесены при конституционной реформе 2004 года. Изначально, по Конституции 1996 года, Верховная Рада лишь утверждала представленную президентом кандидатуру премьер-министра, а в процессе назначения отдельных министров депутаты не участвовали – всех назначал президент. Раде отводилось право только отправить в отставку все правительство.
В 2004 году Конституцию изменили. По ней в парламенте должна быть сформирована коалиция, которая предлагает президенту кандидатуру премьер-министра. Причем, Глава государства должен представить именно эту кандидатуру на утверждение самой Верховной Раде где большинство голосов принадлежит правящей коалиции.
Рада утверждает всех министров, кандидатов подает премьер-министр, за исключением министров обороны и иностранных дел, кандидатуры которых в Раду подает президент. Полномочия увольнять отдельных министров или отправлять в отставку правительство президент потерял, это стало исключительным правом парламента.
В 2010 году при президенте Януковиче реформу 2004 года отменил Конституционный суд – тогда вновь стала действовать изначальная редакция — 1996. Но после Майдана снова вернулись к Конституции-2004. Правда после выборов 2019 года получилось так, что большинство мест в Раде получила президентская партия «Слуга народа». Поэтому эта партия пользуется правами правящей коалиции, и самостоятельно формирует правительство.
Таким образом, и законодательная и исполнительная власть в стране фактически находится в одних руках. Президент Владимир Зеленский в интервью программе «VIP с Натальей Мосейчук» на телеканале «1+1» подчеркнул, что хотя в Украине де-юре – парламентско-президентская форма правления, но де-факто она президентско-парламентская. «Ведь украинцы, выбирая Президента, хотят, чтобы он, несмотря ни на что, нес ответственность за все», — цитирует интервью пресс-служба Главы государства.
На официальном сайте Президента приводятся его слова: «Я всегда говорил, что пришел менять страну, и это абсолютная правда… Если я должен со всеми договариваться, то меня это, честно говоря, не устраивает. Я совершенно другой человек».
«Остались только хорошие воспоминания»
СМИ отмечают: чиновники Офиса Президента имеют большие полномочия и в то же время в Украине нет даже закона, который бы регулировал их деятельность. А спикер Верховной Рады Дмитрий Разумков заявляет, что закон, который определит полномочия Офиса Президента, должен инициировать сам Президент Владимир Зеленский.
Пока власть озабочена перераспределением полномочий, эксперты отмечают антисоциальные изменения. «Такого беспардонного отношения к основному закону государства, как в Украине, надо поискать», — говорит народный депутат Украины III-IV созывов Георгий Крючков. Он напоминает, что в Конституции есть положения, что в стране — бесплатное образование, бесплатное медицинское обслуживание. В частности, в Конституции записано, что бесплатное медицинское обслуживание осуществляется в государственных и коммунальных медицинских учреждениях, сеть которых не может быть сокращена «Об этом остались на сегодня только хорошие воспоминания», — констатирует Крючков.