Чтобы избежать «рудиментов советской системы» офис Главы государства хотят перенести из бывшего здания ЦК КПУ в бывший… Музей Ленина. Эксперты отмечают, что затея сопровождается переименованием, позволяющим обойти КзОТ, закон о госслужбе, и закон о люстрации, под который подпадал глава АП.
На Европейскую площадь, чтобы… избежать пробок
Глава государства Владимир Зеленский издал указ, которым реорганизовал и сократил численность сотрудников Администрации президента. Согласно указу от 20 июня 2019 года, АП переименовали в Офис Президента.
«Создать Офис Президента Украины путем реорганизации и сокращения численности сотрудников Администрации президента Украины», — говорится в указе.
В тот же день Владимир Зеленский ознакомился с проектом переноса своего офиса в здание на Европейской площади в центре Киева, в котором в настоящее время располагается национальный центр делового и культурного сотрудничества «Украинский дом».
Накануне перемен журналистов пригласили на экскурсию по кабинетам здания на улице Банковой, где располагается администрация Главы государства. Президент пожаловался журналистам на гнетущую атмосферу.
«Главная для меня сейчас проблема – это сроки. Строить с самого начала нельзя. Я сойду с ума. Поэтому есть идея, уже есть план, есть сроки. Есть конкретные здания», — подчеркнул Владимир Зеленский.
Напомним, что Зеленский заявлял о желании перенести Администрацию Президента из здания на улице Банковой в другое помещение пред вторым туром выборов. «Я сказал своим ребятам – ищете какой-то оpen space, какой-то unit интересный», — рассказывал он.
Одним из аргументов стало то, что Зеленский, по его словам, не хочет возникновения в Киеве автомобильных пробок.
«Поэтому я хочу найти такое место в Киеве, а может, и возле Киева, чтобы там не было каких-то кортежей… Я хочу в целом избавиться от кортежей. Найдем место», – говорил он.
Затем из уст команды Зеленского звучали аргументы в пользу переезда: «Это место заражено темным отрицательным прошлым», «плохо работает wi-fi», «не хотим, чтобы Администрация Президента была мавзолеем» и т. п.
По словам главы АП (а теперь Офиса Президента) Андрея Богдана, реформирование структуры будет осуществлено как материальной части, так и ментальной – «превращение АП как рудимента советской системы в современный европейский офис Президента Украины».
Теперь, для того чтобы расстаться с «рудиментом советской системы», администрацию переводят из бывшего здания ЦК КПУ в бывший Музей Ленина, который теперь называется «Украинским домом». В отличие от тихой улицы Банковой, он расположен на Европейской площади, где пересекаются транспортные магистрали- Крещатик, улица Грушевского, Владимирский спуск.
Как организаторы переезда намерены избегать транспортных пробок, они не пояснили. Будет ли перекрываться движение во время официальных мероприятий, тоже не сказали. Зато команда Зеленского показала видео, как будут перестраивать «Украинский дом». В новом офисе заменят все инженерные системы. Будут установлены тепловые насосы, системы циркуляции воздуха. Перед входом в здание запустят фонтан. В холле здания будет некий коворкинг, где по задумке, люди будут общаться люди с сотрудниками Офиса Президента и предлагать свои инициативы.
Для размещения кабинета Президента рассматривается два места. Одно с видом на Европейскую площадь, другое с видом на Днепр. Зеленский считает, что символичнее будет вид из окна на Европейскую площадь. Реконструированное здание «Украинского дома» в проекте фигурирует как «новая АП – центр развития страны».
Обойти закон, отвлечь внимание
Украинский дом должны реконструировать, сделать паркинги, подъезды, актовый зал на 500 человек, кафе, спортзал и т. п. В команде Зеленского подчеркивают, что на переезд не будут тратить деньги из госбюджета, однако не рассказали, какими будут источники финансирования.
В старом здании АП на Банковой анонсируется создание некоего «музея государственности Украины» или художественного музея. Уже появились публикации о том, что в национальном художественном, музее от 70 до 90% произведений находится в фондах (кстати, в Украинском доме размещена большая часть коллекции Музея истории Киева — более 300 тысяч экспонатов, которые нужно где-то разместить). Однако не сообщается сколько денег требуется потратить на переоборудование кабинетов АП на Банковой в музейные залы.
Впрочем, ранее на вопрос, что будет со старым зданием, Андрей Богдан ответил, что в АП рассматриваются несколько вариантов. Первый из которых — это продажа здания, деньги от которой вернутся в бюджет.
Не исключено, что выручкой могут расплатится за реконструкцию «Украинского дома». Концепцию нового Офиса Президента в официальном ролике команды Зеленского представлял известный киевский застройщик, глава компании SAGA Development Андрей Вавриш. СМИ пишут, что он — и друг главы АП Андрея Богдана.
Сам Андрей Богдан после переименования АП в Офис Президента застраховался от увольнения по закону о люстрации. Как известно, он подпадает под этот закон, поскольку работал в правительстве Азарова. Но после указа о переименовании проблема снята. Адвокат Алексей Сиротин заявил в СМИ: «Должностей с новыми названиями люстрация не касается».
Следует отметить, что при реформировании департаменты переименовали в «директораты». Например, департамент по вопросам деятельности правоохранительных органов и противодействия коррупции стал «директоратом по вопросам юстиции и правоохранительной деятельности». Произошло слияние нескольких департаментов. Ели департаментов было 25, то директоратов стало 18.
Адвокат, экс-советник главы СБУ и экс-главный консультант Главной службы политики институционального развития Секретариата Президента Украины (так АП называлась при Ющенко-авт.) Дмитрий Тупчиенко, ранее пояснял в СМИ, что не все сотрудники Администрации Президента могли согласиться переезжать и по закону им полагались бы компенсации.
«Переезд – это фактически изменение условий труда по КЗоТ, и не всегда работник соглашается работать после изменения»,- отмечает он. В соответствии со статьей 83 Закона Украины «О государственной службе», такому государственному служащему выплачивается выходное пособие в размере средней месячной заработной платы. Переименование должностей избавляет работодателя от необходимости предоставить сотруднику работу по той же специальности, квалификации или должности, и соответственно, облегчает сокращение.
Адвокат отметил, что при переезде требуется согласование с Государственным управлением делами, Управлением государственной охраны, Государственной службой технической защиты информации, проведение тендеров на закупку товаров и услуг в системе «Прозорро» и т.д. Это займет длительное время.
В указе Зеленского дается срок две недели, чтобы Андрей Богдан подал ему на подпись положение об Офисе Президента. Указ вышел ровно через две недели после того, как Зеленский потребовал от своего друга Ивана Баканова- и.о. главы СБУ отчитаться о первых результатах работы.
«Нам нужны реальные уголовные дела. Надо разобраться с контрабандой», — заявил Зеленский, и дал на это… две недели.