Андрей Кислов
06:00 02/10/2020

Изгнание Фокина: Началось разрушение переговорного процесса по Донбассу?

По экспертному мнению, депутатов интересует только предвыборный пиар и разрушение переговорного процесса по Донбассу любой ценой. А Офис Президента дистанцируется от обязательств, предусмотренных Минскими соглашениями …

«Провести местные выборы, объявить амнистию»

Президент Владимир Зеленский подписал указ, которым освободил Витольда Фокина от исполнения обязанностей первого заместителя главы украинской делегации в Минских переговорах по Донбассу, и вывел его из состава делегации.

На официальном сайте Главы государства появилось сообщение «Относительно  неприемлемых заявлений Витольда Фокина». Там говорится: «Неприятно поражены личными оценками и комментариями, которые дал первый заместитель главы украинской делегации в Трехсторонней контактной группе Витольд Фокин в Верховной Раде Украины на заседании Комитета по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства».

Накануне Витольд Фокин побывал на заседании этого парламентского комитета. Туда его пригласили из-за заявления, которое он сделал месяц назад об амнистии и особом статусе Донбасса.

Напомним, что 86-летний Витольд Фокин — первый глава первого правительства независимой Украины был назначен замглавы делегации на переговорах по урегулированию конфликта на Донбассе в начале августа, после того, как эту делегацию возглавил первый президент Украины Леонид Кравчук. Делегация входит в состав Трехсторонней контактной группы – ТКГ (Украина, Россия, ОБСЕ).

29 августа: Фокин сказал следующее: «Сегодня, чтобы прекратить войну и уберечь жизни бойцов и командиров, моя позиция — нужно объявить всеобщую амнистию, провести выборы, решить вопрос особого статуса отдельных районов, а лучше — всего Донбасса».

Руководитель Офиса Президента Украины Андрей Ермак тотчас заявил, что  слова Фокина «не отражают официальной позиции украинской делегации». 31 августа он заверил, что «есть четкие красные линии, которые неоднократно оценивал президент Украины Владимир Зеленский».

Однако пункт 5 Минского соглашения от 12 февраля 2015 года предусматривает: «Принятие и введение в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц, участвовавших в конфликте».

Именно в таком виде соглашения были приняты на встрече глав Украины, России, Германии и Франции в Минске.  Они легли в основу резолюции Совета Безопасности ООН от 17 февраля 2015 года.

В Резолюции Совбеза ООН говорится об обязанности «обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины». В Резолюции указаны и местные выборы на Донбассе и конституционная реформа и  постоянное законодательство об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

Примечательно, что руководитель украинской делегации в ТКГ Леонид Кравчук высказал мнение, что Минские соглашения выполнить невозможно. Он заявил: «Есть Минские соглашения, но они не могут быть выполнены…. Когда они подписывались, уже было понятно, что они не будут выполнены».

А Витольд Фокин не изменил своего мнения и на заседании комитета Рады заявил, что на Донбассе нужно провести местные выборы, объявить амнистию.

«В отчетах ОБСЕ не говорится о российских военнослужащих»

В ходе заседания парламентского комитета первому премьер-министру независимой Украины задавали вопрос «Чей Крым?». Витольду Фокину советовали: «не нужно бояться быть врагом Российской Федерации». И т. п.

Один из депутатов спросил: «Есть ли у нас сейчас война с Россией?». «И я бы хотел услышать: да или нет», — подчеркнул депутат. В ответ Фокин сказал, что не является политиком и не может сделать «какое-то определение». «Никакого подтверждения, что там ведется война между Россией и Украиной, пока я не видел», — сказал он.

Это и послужило формальным поводом для увольнения Фокина из ТКГ. Глава Офиса Президента Андрей Ермак подчеркнул: «Россия — сторона конфликта, а не наблюдатель».

Стоит напомнить, что еще в 2017 году заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука заявил, что Украина в судебном порядке не смогла доказать присутствие вооруженных сил РФ на Донбассе.

В интервью «РБК-Украина» чиновник отметил, что, ни один международный суд не будет оперировать такими терминами, как «это все знают» или «это и так всем известно» относительно присутствия российских войск на Донбассе». «Когда мы говорим, что там находятся 5-10 тысяч регулярных российских войск, то где доказательства? Оружие — да. А войска?», — сказал замминистра.

На вопрос: «То есть, формально российских войск нет на востоке Украины?» Тука ответил: «Да. Пока мы этого не доказали в судебном порядке».

В феврале 2019 года на заседании Совбеза ООН произошла дискуссия. Представитель Украины Владимир Ельченко заявил: «Вооруженные силы в 35 000 человек на оккупированном Донбассе получают поддержку 2 100 российских регулярных военнослужащих».

В ответ представитель России Василий Небензя обратился к главе Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ Эртугрулу Апакану и представителю ОБСЕ в Трехсторонней группе Мартину Сайдику с вопросом, много ли они видели в Украине российских войск и могут ли подтвердить заявление Ельченко.

Глава мониторинговой миссии ОБСЕ  заявил: «Чтобы избежать недопонимания, я хочу сказать, что в этих отчетах не говорится о российских военнослужащих, там нет никаких личных суждений, там только конкретные факты, о которых мы отчитывались перед государствами».

«Достижение устойчивого мира только на украинских условиях»

Витольд Фокин уже исключен из переговоров, власть дистанцировалась от его заявлений, а в сообщении на официальном сайте Президента Украины даны пояснения: для чего работает украинская делегация в Трехсторонней контактной группе.

«Целью деятельности государства и его представителей является достижение устойчивого мира только на украинских условиях», — говорится в сообщении. Там перечислены условия: абсолютное и долгосрочное прекращение огня на Донбассе, освобождение всех удерживаемых лиц, вывод всех незаконных вооруженных формирований и военной техники с территории Украины, полная деоккупация и возвращение Украине контроля над границей с Россией.

Следует отметить: пункт 9 Минского соглашения предусматривает, что восстановление полного контроля над государственной границей со стороны Украины во всей зоне конфликта: «Должно начаться в первый день после местных выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа)».

Пункт 11 Минских соглашений предусматривает обязательство Украины провести конституционную реформу в части децентрализации «с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов». Этот же пункт предусматривает принятие «постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей».

 Сегодня Закон об особом порядке местного самоуправления, или как его называют «закон об особом статусе» Донбасса продляют ежегодно. Нынешний состав Верховной Рады сам голосовал за его продление в декабре прошлого года.

Политолог Руслан Бортник считает, что, задавая вопросы Фокину, депутаты Верховной Рады «обратились не по адресу».  Он написал в Facebooк: «Лучше попросите в Офиса Президента, у господина Ермака Директивы (это такой документ — указание, рамка для переговоров), который утверждаются в Офисе и МЗС для участников переговорной группы. Там все написано! А если нет — о чем вообще эти переговоры …Или депутатов интересует только предвыборный пиар и разрушение переговорного процесса по Донбассу любой ценой?».

Читайте также по теме