Последствия Чернобыльской катастрофы, к сожалению, Украина будет переживать, еще долго… Так, украинские медики бьют тревогу и отмечают, что тенденции к заболеванию раком щитовидной железы в стране за последние годы значительно усилилась, и в первую очередь это касается детей. Ситуация осложняется и тем, что государство почти не выделяет средств на лечение лиц, заболевших тяжелыми болезнями после аварии на Чернобыльской АЭС. По словам врачей, из госбюджета финансируется лечение только 6 онкогематологических больных в год, хотя в очереди на лечение — 594 человека.
«На сегодняшний день, вызванными радиацией считаются 6 тыс. случаев рака щитовидной железы среди детей и подростков на момент аварии. Кроме того, если до 1986 года здоровыми считались около 40% украинских детей, то сегодня их не более 15%», — рассказал корреспонденту «ГолосUA” директор Научного центра радиационной медицины Академии медицинских наук Украины Владимир Бебешко. По его словам, именно щитовидка больше всего подверглась радиации после Чернобыля, поскольку более 80% изотопов, выброшенных в окружающую среду во время аварии – это радиоактивный йод, который накапливается только в клетках щитовидной железы…
«В 2009-2010 гг. среди детей и подростков (на момент аварии — ред.) провели около 600 операций на щитовидной железе ежегодно. В то же время, еще в 1990 году таких вмешательств было 62», — добавил он. Владимир Бабешко также подчеркнул, что диагностика патологий щитовидной железы плохо поставлена на периферии, что вдвойне угрожающе из-за того, что рак этого органа часто развивается бессимптомно. По данным Владимира Бебешко, в Украине уже такой диагноз поставили 6049 детям. Ситуацию он проиллюстрировал российской практикой, где медики прогнозируют заболеваемость детей в России раком щитовидной железы до 2020 года до 1100 случаев, а Украина за 25 лет уже «имеет такую страшную статистику». Директор центра также сообщил, что радиация приводит к развитию злокачественных заболеваний крови — хронической лейкемии миелоидного направления и других лейкемий.
Слова Владимира Бебешко подтвердила и заведующая отделом радиационной педиатрии, врожденной и наследственной патологии центра Евгения Степанова. Медик отметила, что если сравнить ситуацию с заболеваемостью детей в 1992 году с сегодняшним днем, то количество детей с больными органами пищеварения увеличились в 5 раз, костно-мышечной системой — в 5,5 раза, частота нарушений психики и поведения у детей возросла в 4 раза, количество детей с поражениями сердечно-сосудистой системы увеличилось в 3,9 раза, болезнями почек – в 3,6 раза, детей с врожденными пороками развития — в 1,6 раза, количество детей, которые страдают заболеванием органов дыхания, – в 1,5 раза, нервной системы – в 1,2 раза.
Медики убеждены, что Чернобыль никогда не даст забыть о себе прежде всего в медицинском аспекте, поскольку сохраняются тенденции к росту количества заболеваний, связанных с взрывом на атомной станции двадцатипятилетней давности. «Проблемы Чернобыля остаются не только потому, что мы чего-то не научились делать, а и потому, что мы не всегда можем сделать то, что смогли бы, за неимением государственного финансирования", — подчеркнул Владимир Бебешко. В этом контексте он возлагает большие надежды на нынешнюю власть, которая с пониманием отнеслась к проблемам центра, выделив на его потребности 6,5 млн гривен.
В то же время Совет исследований окружающей среды считает медицинские последствия аварии на ЧАЕС преувеличенными. Согласно результатам его исследования, риск от воздействия радиации на людей, ставших жертвами аварии на Чернобыльской АЭС, намного менее серьезен, чем принято считать. По мнению экспертов, Чернобыльская катастрофа оказалось опасной для здоровья приблизительно настолько, насколько опасно постоянное переедание. Авторы сопоставили разрушительный эффект чернобыльской радиации и воздействие, которое оказывают на организм человека такие факторы, как загрязнение воздуха, курение и ожирение. Во всех этих случаях (в том числе, и Чернобыля) риск смерти человека увеличивается незначительно — примерно на 1%.
Стоит отметить, что последствия Чернобыльской катастрофы периодически вызывают споры. Так, год назад исследователи из Колумбийского Университета пришли к выводу, что Чернобыль резко повысил число случаев заболеваний раком щитовидной железы. Как оказалось, среди людей, которые выросли в районах, радиоактивно чистых, было отмечено почти в пять раз меньше случаев рака щитовидной железы, чем среди тех, кто пострадал от радиоактивных осадков. По мнению авторов исследования, 75% случаев заболеваний раком щитовидной железы можно было бы избежать, не будь аварии.
В 2000 году Всемирная организация здравоохранения сообщила, что Чернобыль мог стать причиной гибели 50 тыс. человек (в том числе, с учетом самоубийств). А вот пять лет спустя, подразделение ООН "Чернобыльский Форум" в его состав входит Международное Агентство по атомной энергии опубликовало доклад в котором утверждалось, что серьезность последствий Чернобыльской катастрофы преувеличена, а проблемы со здоровьем возникают у людей не в результате воздействия радиации, а из-за отсутствия объективной информации, необоснованных страхов и пр. В докладе утверждалось, что в результате катастрофы погибло не более 56-ти человек, а раком щитовидной железы заболели около 4 тыс., причем у 99% из них рак легко поддается лечению.
Впоследствии экологическая организация "Гринпис» опровергла эти выводы, доказывая, что только в Беларуси зарегистрировано 273 тыс. случаев рака, вызванного последствиями Чернобыля, причем более 90 тыс. из них могут быть фатальными. Организация Врачи мира за предотвращение ядерной войны считает, что число смертельных случаев может достигать 50-100 тыс.
Как бы там ни было, а мир сегодня переживает новую ядерную катастрофу — в Японии. И по словам Владимира Бабешко, Япония сегодня повторяет ошибки Украины после Чернобыля в области медицины. «Уроки Чернобыля не дошли даже до Японии, которая сегодня делает те же ошибки. А это одна из самых богатых стран в мире, и одна из самых дисциплинированных наций», — сказал он.
Самым большим минусом в действиях японцев, по мнению эксперта. можно считать чрезмерное внимание к ликвидационным работам, котороя приводит к привлечению большего числа спасателей, чем требуется.«Из этого следует, что, несмотря на высокий уровень цивилизованности страны и профессиональность в подходе к ликвидации аварии, масштабы последствий катастрофы будут значительно большими, чем могли бы быть» — подытожил он.