НАТО, Евросоюз и США требуют от украинской власти ввести парламентский надзор финансовых ресурсов в сфере обороны и безопасности. А та, по экспертному мнению, концентрирует влияние в руках Верховного Главнокомандующего, чтобы обеспечить безопасность «лично для нынешнего властного картеля».
«Не соответствует стандартам и принципам НАТО»
В Раде более месяца находится президентский законопроект «О национальной безопасности Украины». Хотя, глава государства, подав проект 27 февраля, определил его как неотложный, выводов парламентского комитета нацбезопасности и обороны еще нет.
Спикер Андрей Парубий пояснял, что законопроект «очень подробно изучается в экспертной среде НАТО». «Очень важным будет для меня лично, как для председателя парламента, мнение экспертов НАТО», – подчеркнул председатель Рады. Ведь цель — реформа всего сектора безопасности, которая является необходимым условием для последующей интеграции Украины в Североатлантический альянс.
Однако законопроект раскритиковали главы представительства ЕС, представительства НАТО, посол США, и председатель консультативной миссии Европейского Союза. В своем письме на имя Президента они указали, что его законопроект не предусматривает парламентского контроля над деятельностью Службы безопасности Украины (СБУ), а это является одним из фундаментальных требований НАТО.
Также в письме дипломаты выражают обеспокоенность «в связи с положением о Ставке Верховного Главнокомандующего, что не соответствует стандартам и принципам НАТО и может иметь существенное негативное влияние на принцип гражданского контроля».
Дипломаты отдельно говорят о прозрачности в оборонной сфере, которой не хватает в законе. Дескать, требуется полное раскрытие информации органам, осуществляющим общественный и парламентский надзор «в целях обеспечения эффективного использования финансовых ресурсов в сфере безопасности и обороны».
Президент Петр Порошенко пообещал выполнить требование о парламентском контроле над СБУ. Выступая на торжествах ко дню Службы безопасности Украины, 24 марта он заявил: «Окончательная редакция нового закона «О национальной безопасности» предусматривает гражданский парламентский контроль над деятельностью СБУ. Это важно, чтобы в полной мере обеспечить соответствие закона стандартам НАТО, а членство в НАТО – наша стратегическая цель.
Отметим, что официально обнародованным остается тот вариант закона, который раскритиковали западные партнеры.
Политолог Кирилл Молчанов считает, что, несмотря на заявления Порошенко, бой за контроль над СБУ продолжится в стенах ВР. «Будет очень много боев… Не от своего желания Президент идет на такие уступки, чтобы СБУ была под парламентским контролем. Это — жесткое требование западных партнеров, чтобы была проведена реформа СБУ, после реформы полиции и реформы прокуратуры», — отметил он.
Эксперт поясняет, что задумка Запада в том, чтобы СБУ была не карательным органом, а занималась исключительно выявлением вопросов, связанных с нацбезопасностью, с предотвращением терактов, чтобы этот орган уже обрел «человеческое лицо». «Естественно, чтобы он был более независимым в своей работе, необходимо забрать его от монопольного влияния Президента»
«Для удержания власти»
«Ни в каком другом случае (кроме давления западных партнеров — Авт.) Президент не отказался бы единолично контролировать всю вертикаль. Так что это все будет даваться с большими боями в голосовании в Раде, наверняка будут вносить какие-то правки в этот закон, чтобы максимально сохранить влияние Президента. Я думаю, что эта эпопея продолжится до летних каникул», — считает Кирилл Молчанов.
А руководитель аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев полагает, что власть будет готова пойти на внесение правок в законопроект по требованию ЕС и НАТО только «ради получения финансовой прибыли». Документ может стать аргументом в переговорах о предоставлении Украине финансовой помощи.
Напомним, что Украине сулят 1 млрд евро макрофинансовой помощи от ЕС. А ключевым условием предоставления помощи является возобновление сотрудничества Украины с Международным валютным фондом (МВФ). Украина сможет возобновить сотрудничество и получить от МВФ 2 млрд долларов, если примет закон об антикоррупционном суде. Но процесс затягивается.
Андрей Золотарев отмечает, что у властей появился еще один повод для торга — законопроект о национальной безопасности. «В понимании Банковой нацбезопасность прописана, только лично для нынешнего властного картеля. То есть для удержания власти в собственных руках. Соответственно, получается такой гибридный закон, не соблюдающий европейские правовые стандарты», — сказал он.
Отметим, что законопроект предусматривает список из 15 ведомств, которые сообща отвечают за безопасность страны. Это: Министерство обороны, Вооруженные Силы Украины, Государственная специальная служба транспорта, МВД, Нацгвардия, Нацполиция, Госпогранслужба, СБУ, ГСЧС, Государственная миграционная служба, Управление госохраны, Государственная служба специальной связи и защиты информации, Аппарат СНБО, разведывательные органы, а так же центральный орган власти, который реализует государственную военно-промышленную политику.
Министр обороны будет гражданским лицом, его заместители также будут гражданскими. Их назначит Рада по представлению Президента. А вот Главнокомандующего и начальника Генерального штаба назначит Президент. Должность решили разделить – пока что Главком и начальник Генштаба — одно и то же. В новом законе глава Генштаба будет подчиняться Главнокомандующему, а оба они — Верховному главнокомандующему — Президенту. Именно Верховный главнокомандующий будет руководить всей сферой небезопасности.
Он будет вводить военное или чрезвычайное положение, принимать решение о всеобщей или частичной мобилизации, о применении вооруженных сил, издавать приказы, директивы по вопросам обороны, возглавлять Совет национальной безопасности и обороны, назначать и освобождать высшее командование ВСУ секретаря СНБО и его заместителей.
СНБО во главе с Президентом будет заниматься вопросами в сферах государственной безопасности, правоохранительной деятельности, борьбы с коррупцией, в военной сфере и сфере безопасности государственной границы Украины, в сферах военно-технического сотрудничества, внешнеполитической, внутриполитической, информационной, экономической, научно-технологической, экологической, социальной и гуманитарной сферах.
После принятия этого закона потеряют свою силу три уже существующих: «Об основах национальной безопасности Украины» (принят в 2003 г.), «О демократическом гражданском контроле над Военной организацией и правоохранительными органами государства» (2003 г.) и «Об организации оборонного планирования» (2005 г.).