Новым законом власть пытается легализовать имеющееся применение армии внутри страны, чтобы избежать международных судов — полагают эксперты. Но, главное, чего ждут западные партнеры — выполнения Минских соглашений, сомнительно. Поэтому у власти…
Дни сочтены
В четверг, 5 октября, Верховная Рада обсуждала законопроекты об особенностях государственной политики на Донбассе. А праворадикалы выступали с протестами.
По задумке Банковой изменяется статус боевых действий на Донбассе. Будет считаться, что это не «Антитеррористическая операция» (АТО), а «Мероприятия по обеспечению национальной безопасности и обороны». Это позволяет применять вооруженные формирования в любой период и на любой срок, дает президенту полномочия объявлять военное положение.
Нормативный акт закрепляет статус России как «страны-агрессора», вводит понятие «российская оккупационная администрация». Все это должно устраивать сторонников радикализации.
Тем не менее, под Верховной Радой собрались активисты ВО «Свобода», «Правого сектора» и «Национального корпуса» и устроили митинг протеста. Они выражали недовольство Минскими соглашениями.
Дело в том, что законопроектов было два. Один из них назывался «О создании необходимых условий для мирного урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». В нем предусмотрена возможность введения особого порядка местного самоуправления на Донбассе, как предписано Минскими соглашениями.
Закон об особом порядке самоуправления Донбасса Рада приняла в 2014 году, и его действие истекает 18 октября нынешнего года. Теперь его действие задумано продлить на год.
Эксперт Александр Дубинский указывает, что после голосования по этому закону Радой запланирована встреча кураторов «украинского вопроса» — представителя Госдепа с представителем Кремля.
«Выполнение Минскихсоглашений — этоосновноеусловие США и ЕС воглаве с Германией. Невыполнениедолжно, по логике, вести к сменеукраинскойвласти и новымсоглашениям с РФ», — считает эксперт. Дескать, если протащить закон не удастся, то «у Порошенко и Ко дни сочтены».
Отметим, что специальный представитель Государственного департамента США по Украине Курт Волкер встречается с помощником президента Российской Федерации Владиславом Сурковым 7 октября.
За два дня до этой встречи в «Народном фронте» заявили, что ссылка на Минские соглашения в украинских законах — неуместна. «Фракция настаивает на том, чтобы ни в одном из законопроектов не предусматривалось упоминание Минских соглашений на государственном, законодательном уровне», — заявил глава фракции НФ Максим Бурбак.
Президент свой законопроект доработал, в том смысле, что особый порядок самоуправления возможен только после ухода противника. Но теперь неизвестно, как оценят правку западные партнеры.
В Минских соглашениях прописана очередность шагов: сначала выборы на Донбассе, затем — особый порядок и децентрализация, затем -«восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины».
Это узаконено на международном уровне резолюцией Совета Безопасности ООН от 17 февраля 2015 г. А 19 апреля нынешнего года председатель Международного суда ООН Ронни Абрахам констатировал необходимость выполнения Минских соглашений. «Стороны должны сделать все необходимое для выполнения этого пакета документов, чтобы урегулировать конфликт в восточных регионах Украины мирным путем», — подчеркнул он.
Узаконить применение армии
Международный суд ООН в Гааге счел необходимым напомнить, что стороны должны полностью выполнять все положения достигнутых в Минске договоренностей, когда выносил промежуточное решение по иску Украины против России.
Он отказался удовлетворить требования Украины относительно временных мер против России по иску за «спонсирование терроризма», который выдвинула украинская сторона.
Теперь в украинском законодательстве появляется ссылка на статью 51 Устава ООН о праве на самооборону, если на страну происходит вооруженное нападение. При этом подчеркивается, что власть создает предпосылки для ввода миротворцев ООН.
Военный эксперт Олег Жданов заявил в СМИ, что упомянутая статья Устава ООН «никак не связана с выделением миссии». «Вооруженная миссия ООН предоставляется в случае наличия вооруженного конфликта… Международная общественность не сможет определиться с тем, что же происходит в Украине — гражданская война или война международная», — считает он.
По его словам, закон о реинтеграции противоречит Конституции и закону об обороне Украины. Ведь в них не предусматривается применение вооруженных сил в мирное время. А украинская армия применяется без объявления кому-либо войны.
Эта правовая коллизия давно волнует умы. Еще в октябре прошлого года лидер националистов Олег Тягнибок с сожалением говорил о «больших проблемах в международных судах», грозящих властям за использование ВСУ на Донбассе.
«Ведь что такое АТО? Это антитеррористическая операция, и ею руководит один из замов СБУ. Но есть определенные ограничения на использование оружия против народа: так гласит закон», — рассуждал националист.
Теперь ситуацию решили исправить законом о реинтеграции. В нем проведение вооруженной операции поручается армии. Руководство кампанией снимается с СБУ и перепоручается Объединенному оперативному штабу ВСУ.
Армия указывается первым исполнителем мероприятий, остальные силовики упоминаются через запятую, после формулировки «и другие вооруженные формирования».
Таким образом использование армии пытаются узаконить на государственном уровне. Но спасет ли закон от международных судов? Олег Жданов утверждает, что введение термина «самооборона» не повлечет практических последствий. «Потому что термина «самооборона» не существует ни в одном международном документе», — заявил он в СМИ.
А пока международная оценка не дана, власть ищет поддержку внутри страны. Она намерена вписать в закон о ветеранах войны всех тех , кто «добровольно обеспечивал (или добровольно привлекался к обеспечению) проведение антитеррористической операции».
Александр Дубинский считает пункт о предоставлении всем участникам АТО, включая волонтеров, статуса ветеранов – «подачкой, чтобы меньше выступали».
«Пункт о выполнении Минских соглашений — я считаю фейком. Очковтирательством для европейских и американских партнеров. Враньем типа «мы все сделаем, но потом», — написал он в Facebook.