28 сентября скандальный закон «Об образовании» вступил в силу. Согласно тексту документа обучение в 99% случаев будет вестись на украинском языке, уже в 2018 году первоклашки будут учиться 12 лет, количество предметов сократят с 22 до 9, ПТУ переведут на попечение местных бюджетов, а количество сельских школ сократят. Редакция ГолосUA решила выяснить, какие последствия принесет новый закон «Об образовании» и не превратят ли наших детей в полных неучей?
Украинский язык
Накануне правительство Венгрии в ультимативном порядке потребовало от Украины отложить вступление в силу закона «Об образовании». В этой связи глава украинского МОН Лилия Гриневич заявила, что Киев готов направить «языковую статью» документа на дополнительную экспертизу в Совет Европы. Суть конфликта в том, что с 2018 года только в младшей школе останутся классы с преподаванием предметов на языках национальных меньшинств. С 5 класса преподавание предметов на языках национальных меньшинств практически полностью ликвидируется. С 2020 года образование в Украине станет полностью украиноязычным. На языке нацменьшинств будут разве что преподавать отдельные предметы. Венгры обеспокоены такой ситуацией. />
Более того свое недовольство выразили также поляки, болгары, румыны, молдаване и греки.
Эксперт в сфере международного права Клаус Хофф прогнозирует, что официальный Будапешт будет делать все возможное, чтобы блокировать широкую интеграцию Украины в структуры Европейского Союза.
«Венгрия в связи с языковой нормой закона об образовании будет, прежде всего, блокировать расширение торговых квот для Украины со стороны Евросоюза», — прокомментировал ситуацию политолог-международник Владимир Воля.
Политолог Руслан Бортник в свою очередь не исключает, что серьезным ударом для Украины, в ответ на «языковый вопрос», может стать «приостановление действия безвизового режима с ЕС».
12-летнее обучение
Для внедрения в Украине профильной школы с 12-летним образованием потребуется не менее 10 лет для подготовки материально-технической базы.
«При переходе на 12-летнее обучение мы можем столкнуться с двумя большими проблемами. Во-первых, если у нас не будет достаточного количества школ и специальных классов, качественного нового оборудования, которое позволит получать ученикам 10-12-х классов практические навыки, школьники попросту потеряют год в школе. Во-вторых, если мы не дадим соответствующей зарплаты и стимула для учителей, это нововведение не сработает», — отметил экс-министр образования и науки Украины Станислав Николаенко.
Сегодня во многих школах подобные расходы покрываются за счет так называемого «благотворительного родительского фонда» или, проще говоря, — денег родителей.
Маловероятно, что в связи с растущим финансово-экономическим кризисом, увеличением цены продуктов и коммунальных услуг, родители смогут найти деньги, для того чтобы купить в класс биологии хотя бы один микроскоп, что уж говорить о компьютерах последнего поколения и интерактивных досках.
Еще, более маловероятно, что на это найдутся государственные средства. Более того, многие учителя и родители крайне недовольны таким нововведением.
«Это не для нашего менталитета. Не для нашей страны. Минимум 30% учениц в 12 классе уже будут беременными. Как вы себе представляете, они будут учиться? Да ни как!», — отметила учитель Елена Викторовна.
Сокращение предметов
По словам политолога Андрея Золотарева, реформа образования направлена на то, чтобы в Украине выпускали обслуживающий персонал, так как премьер–министр Владимир Гройсман уже открыто заявил, что большинству гражданам высшее образование просто не нужно.
«Ранее при десятилетнем образовании выпускали выдающихся ученых и инженеров, которые сегодня работают по всему миру и укрепляют экономику других стран. За красивыми словами о модернизации скрывается то, что государство сокращает инвестиции в образовании. Введение интегральных курсов и сокращение точных наук, приведет к тому, что мы будем выпускать обслуживающий персонал. Гройсман уже открыто заявил, что большинству граждан высшее образование просто не нужно», — сказал А. Золотарев.
Во многих школах нет педагогов, которые могли бы преподавать на высоком уровне такие предметы как «Экология» или «Психология». Более того, маловероятно, что в большинстве среднеобразовательных учебных заведений найдется педагог, который мог бы преподавать такой предмет как «История» («История» — предмет, который будет включать в себя одновременно историю Украины и всемирную историю – Авт.).
«Это просто абсурдно, молодых специалистов в школах почти нет. Средний возраст педагогического состава в нашей гимназии 54 года. Думаете, такой человек способен переучится и вести две истории одновременно? Более того, такие предметы как «Экология» будет читать учитель биологии, просто потому, что он единственный, кто хоть немного понимает, о чем нужно говорить. «Психологию» будет читать учитель ОБЖ, просто потому что она знает, как разговаривать с подростками. Однако, если говорить честно и открыто, то ни один из этих инвариантных предметов не будет преподаваться на необходимом уровне, это скорее всего, будет напоминать самодеятельность», — отметила директор одной из киевских гимназий.
Не стоит также надеется на возможность выбора, поскольку в школах, по словам учителей, в любом случае не смогут обеспечить справедливые условия для всех. Поскольку либо в группах будет разное количество детей, и кто-то из-за этого будет получать более качественное образование, либо школа просто сократит возможность выбора для того чтобы поделить детей поровну.
Фактически в новом законе предусмотрено, что такие предметы как физика, химия, биология и география могут и не изучаться в 10-11 классе. С одной стороны, это вроде бы и хорошо, поскольку ребенок в 15-16 лет уже может определить, нужна ему органическая химия или не нужна. Однако, с другой стороны, — мы нивелируем понятие «общее образование».
Обещанное повышение зарплат учителям
Закон предусматривает поэтапное повышение должностного оклада педагогов до трех минимальных заработных плат до 2023 года (по сегодняшним меркам это 9600 гривен). При этом оклад педработника каждой следующей квалификационной категории будет повышаться не менее чем на 10%. Также педагогическим и научно-педагогическим работникам устанавливаются ежемесячные надбавки за выслугу лет в размерах: более трех лет — 10%; свыше 10 лет — 20%; свыше 20 лет — 30% должностного оклада. Еще по 20% добавят учителям, которые прошли сертификацию. Минимальную зарплату для учителей планируется установить на уровне 6400 гривен.
«Ранее в бюджете существовала норма, что обязательно 10% от ВВП направляется на образование. Затем эту норму попытались отменить. Сейчас поставили 7%. В этой связи пока сложно понять, сколько это в реальных деньгах. Да, формально, по сравнению с прошлогодними 5%, сейчас наблюдается рост. Но он в основном происходит за счет поднятия заработных плат. Скажем, по системе высшего образования увеличение ассигнований составляет плюс 15%, но это тоже за счет зарплат. А развития нет. В то же время свет, коммунальные платежи в системе высшего образования тоже нужно как-то оплачивать», — объяснил С. Николаенко.
По его словам, также нужно делать ремонт корпусов, покупать необходимое оборудование.
«На самом деле очень важно понимать, сколько из этих средств, в конечном итоге, пойдёт на развитие. 217 миллиардов – цифра громкая, но нужно увидеть бюджетную роспись, что и куда отправится. И вот тогда уже можно будет конкретно анализировать. Сама по себе эта цифра ни о чем не говорит», — уточнил экс-министр.
Однакозаместитель главы профсоюза работников образования и науки Украины Ольга Чабанюк утверждает, что в бюджете на 2018 год заложено недостаточное количество средств, поэтому учителя могут не получить даже нынешней своей зарплаты.
«Анализируя проект бюджета на 2018 год, мы видим, что нам уже на образование, на образовательную субвенцию, не хватает более 6 млрд грн. По 137 бюджетам – районным, городским – суммы меньше, чем в нынешнем году. Просто обман», — отметила эксперт.
ПТУ и сельские школы
Перевод ПТУ на попечение местных бюджетов в большинстве случаев приведет к их закрытию. Это лишит многих украинцев возможности получить среднее специальное образование, которое на рынке труда котируется иногда даже выше, чем диплом ВУЗа.
С сельскими школами ситуация еще хуже. Процесс сокращения идет уже сейчас в виде создания так называемых опорных школ. При этом остается всего одна школа на всю объединенную общину. Если на 1 сентября 2014 в Украине было 17600 школ, на 1 сентября 2016 – 16900 школ, то к этому учебному году осталось 16 566. Максимальное расстояние опорной школы от места проживания ученика – 50 км.
«Гриневич из реформы образования устроила пиар. Реформа сырая, ее нужно было доделать, а не принимать в том виде, в котором она попала в парламент. Есть много вопросов к сертификации педагогов, до сих пор никто не видел необходимых требований. В министерстве много чего говорят, но по факту даже не понимаю, к чему это приведет. Взять те же опорные школы — в МОН рассказывают, что это хорошо, а на самом деле ребенка нужно будет разбудить в 4-6 утра ежедневно, чтобы его отвезти в другое село. О какой учебе может идти речь, если ребенок будет все время не высыпаться. В МОН думают не о детях, а о своем пиаре»,- отметил председатель Свободного профсоюза образования и науки Украины Владимир Фундовный.
Образование – теперь услуга
«Людиноцентнизм», гуманизм и демократизм. Таковы принципы государственной политики в сфере образования, — прописано в законе. Но эти понятия ничто по сравнению с другими, стоящими в ряду – свободой в выборе форм получения и видов образования, государственно-частное партнерство, интеграция с рынком труда. Законом вводится понятие образовательной услуги, которое раскрывается в статье 80. Источниками финансирования субъектов образовательной деятельности могут быть не только государственный и местные бюджеты, но и средства за предоставленные услуги, научно-исследовательские работы, выполненные на заказ предприятий и учреждений доходы от реализации продукции учебно-производственных мастерских, гранты отечественных и зарубежных организаций, дивиденды от ценных бумаг и добровольные взносы. Кроме легализации грантов и поборов, государство старается максимально уйти от финансирования учебных учреждений и заставить их самим себя кормить. Не зря учебным заведениям предлагается избрать конкретный статус. Вариантов три: бюджетное учреждение, неприбыльное учреждение образования и прибыльное учреждение.
Все это делается для того чтобы директора образовательных заведений самостоятельно вели финансовую и хозяйственную деятельность. Заниматься они будут не образовательным процессом, а делать бизнес.
Итоги
«В законе много не состыковок, много того, что могло бы стать прорывными идеями наталкиваются на попытки удержаться в каких-то старых рамках. То есть, мы пытаемся влить молодое вино в старые меха. Все то новое удалено хирургическим путем», — отметил вице-президент Всеукраинской тьюторской ассоциации Алексей Греков.
По его словам, работу над законопроектом вели три разные группы влияния, которые лоббировали свои позиции и идеи. В итоге, как пояснил А. Греков, закон соткан из обрывков различных идей, которые между собой не состыковываются, а то и противоречат друг другу.
При этом глава ассоциации добавил, что сам закон принимался как рамочный, поэтому должен содержать не более 8 страниц, тогда как в итоге авторы документа растянули его на целую сотню страниц.
Относительно скандальной нормы о языке политолог Алексей Якубин уверен, что ее приняли для того чтобы объяснять украинцам внешнеполитические провалы во взаимоотношениях с Польшей и Венгрией.
В целом новая реформа образования по либеральным лекалам – основоположная в трансформации украинского общества, которое идет полным ходом от традиционных ценностей к вырождению. Все сводится к одному: образование превращается из привилегии в обыкновенную услугу. Услуга эта необязательна: хочешь – учись, хочешь – получил компетентность и на плантации. Учитель перестает быть авторитетом. Горе тому педагогу, который попытается дать ученику реальные знания или даже элементарно вызвать его к доске. Нельзя заставлять. Знаешь, какого цвета учебник, – получай двенадцать. И, конечно же, коммерция: бизнес в школах и вузах закрутится нешуточный. Ввиду сокращения школ и ПТУ образование станет элитным само по себе. Как черепаховый суп: не каждому дано отведать. Образование в Украине и так было не идеальным, а теперь все изъяны будто направили к одной светлой цели: лишить страну думающего человеческого ресурса и подарить миру послушную дешевую рабсилу.