В это сложно поверить, но факт остается фактом: накануне две крупнейшие мировые террористические организации – движение «Талибан» и «Исламское государство Ирака и Леванты» (ИГИЛ) объявили о своем слиянии. Кардинально различные по взглядам на религию общественную организацию структуры выразили намерение совместными усилиями вести «тотальный джихад» против западной цивилизации в целом и США и ЕС в частности. Это известие шокировало аналитиков, которые теперь открыто говорят: возглавляемая Вашингтоном операция по уничтожению исламистов на Ближнем Востоке и в Средней Азии оказалась под угрозой окончательного фиаско.
Известный своей страстью к публичным выступлениям, лидер ИГИЛ Абу Бакр аль-Багдади не преминул похвастаться в радиоэфире: теперь у исламистов есть собственная «коалиция», способная бросить реальный вызов западной цивилизации и одержать победу в войне против неверных. Дескать, деньги талибов и военная мощь «Исламского государства» способны переломить ход противостояния террористов и США, в результате чего десятки государств мира окажутся под влиянием идеи Всемирного халифата. «Талибан» в своих оценках оказался куда скромнее. Номинальный глава талибов мулла Абдул Барадар ограничился довольно туманной фразой о том, что «ИГИЛ из противников учения проповедников превратился в его сторонников». И добавил, что отныне совместными усилиями они «отвоюют Афганистан, Пакистан, Сирию, Ирак и Судан».
Какими бы безумными эти планы не казались, они в буквальном смысле этого слова переполошили официальный Вашингтон. Госсекретарь США Джон Керри, комментируя заключенное между террористами соглашение, констатировал, что антитеррористическая коалиция должна «утроить свои усилия по уничтожению баз боевиков». А американский министр обороны Эштон Картер лишь посетовал на то, что экстремисты «становятся организованнее» и на их уничтожение с каждым днем требуется все больше средств.
А вот последнее заявление действительно достойно тщательного анализа. Ни для кого не секрет, что с конца апреля нынешнего года пресловутая антитеррористическая коалиция не может похвастаться ни одной мало-мальски успешной операцией по ликвидации военачальников «Талибана» и ИГИЛ. Гибель «казначея талибов» муллы Хайруллы неделю назад была признана «удачной случайностью», а смерть полевого командира «Исламского государства» Шаада – заслуга исключительно иракской армии, не входящей в коалицию. В общем и целом, на операции по бомбардировке баз и лагерей исламистов Вашингтон и Брюссель перестали выделять баснословные суммы: относительно небольшой бюджет кампании ($700 миллионов) позволяет реализовать лишь 10 – 12 боевых вылетов еженедельно, что не соответствует, образно выражаясь, запросам времени. В настоящее время основные средства и силы и США, и Евросоюз вкладывают в борьбу с терроризмом у себя дома – на уничтожение исламистов «в зародыше», то есть на том же Ближнем Востоке, их уже не хватает. «Я бы назвал это законом подлости: мы достигли определенных успехов в борьбе против «Талибана» и ИГИЛ, и вот когда победа над этими структурами была уже так близка, мы, что называется, сбавили обороты, — сказал в комментарии ГолосUA американский политический обозреватель Джереми Питтерс. – Естественно, в таких условиях мы никогда не сможем уничтожить «Исламское государство» и его производные, и нет никаких гарантий, что их идеи не будут распространяться в Европе и Америке».
Любопытно, что это мнение разделяют и в западном военном руководстве. На днях бывший Генеральный секретарь Североатлантического Альянса Андерс Фог Расмуссен подчеркнул, что без должной интенсификации бомбардировок позиций террористов говорить о какой-либо победе над «мировым злом» бессмысленно. «Они становятся сильнее, и мы не имеем права позволять себе даже малейшего замешательства, — отметил, в частности, он. – Иначе все усилия, все наши достижения в этой борьбе окажутся бессмысленными».
Как бы там ни было, а на фоне укрепления и главное – объединения террористических группировок международной коалиции стоит задуматься о собственной реорганизации. И официально привлечь в свои ряды, например, Россию и Турцию, которые по собственному усмотрению проводят антитеррористические операции на Ближнем Востоке и в Северной Африке. А времени на подобную реорганизацию у Запада практически нет.