В ходе завершившихся накануне в швейцарской Лозанне переговоров относительно будущего научных исследований Исламской Республики Иран (ИРИ) в сфере ядерных технологий было достигнуто поистине историческое соглашение. После жарких споров и дебатов участники встречи пришли к единому мнению о том, что Тегеран может продолжать опыты по обогащению урана. Единственной ремаркой в принятой резолюции стало требование Запада допустить на иранскую АЭС в Бушере международных наблюдателей и пообещать «цивилизованному сообществу» никогда не использовать атом в военных целях. Более того, в случае выполнения Ираном этих требований США и ЕС обязались снять с того же Тегерана львиную долю санкций, введенных еще в 1979 году. Аналитики говорят о «крупнейшей моральной победе» ИРИ.
Переговоры в Лозанне проходили по ставшей уже традиционной формуле «6+1», при которой в «шестерку» вошли Россия, Китай, Великобритания, Франция, Германия и США. При этом главным инициатором встречи стал именно Вашингтон, который еще несколько недель назад не исключил возможности бомбардировки целого ряда иранских военных объектов. Дескать, до недавнего времени Тегеран категорически отказывался идти на контакты с Западом, и сегодня Америка не уверена, что где-то в скрытых от любопытных глаз лабораториях не проводятся опыты по созданию ИРИ ядерной боеголовки. Это мнение успешно парировала Россия, заявившая, что ее специалисты регулярно посещают научные центры в Иране, и опыты иранцев с атомом носят исключительно мирный характер. В дело вмешался Париж, который уже давно планировал восстановить дружественные отношения с Исламской республикой и выйти на ее рынки.
Швейцарский саммит, если так можно выразиться, действительно прошел в условиях самых жарких прений. В этом контексте министр иностранных дел ИРИ Мохаммад Джавад Зариф продемонстрировал настоящие чудеса стойкости и терпения. Все дело в том, что американская сторона настаивала на полном уничтожении Ираном имеющегося у него запасов урана. А Лондон, как главный союзник Вашингтона даже выдвинул Тегерану требование отказаться – дословно – «от разработки ядерного оружия в течение ближайших 15 лет». На это Зариф вполне логично констатировал, что ядерным оружием его страна не располагает, а, следовательно, темы для политического торга здесь он не наблюдает. Ограничились решением, которое на данный момент устраивает всех без исключения участников переговоров: иранцы открывают свои объекты для инспекторов МАГАТЭ и отказываются строить новые АЭС. Взамен СБ ООН, США и ЕС отменяют десятки ограничений и эмбарго и допускают, наконец, Иран на мировой нефтяной рынок.
Кстати, именно последнее обещание уже привело к тому, что «черное золото» упало в цене: нефть марки «Брент» подешевела сразу на пять процентов. Как подчеркнул в комментарии западным СМИ президент США Барак Обама, достигнутые в Лозанне договоренности заново открывают миру «потенциальных иранских партнеров».
Впрочем, Обама тут же поспешил оговориться. По его словам, в том случае, если Тегеран вздумает «лукавить» и будет продолжать обогащать уран, санкции могут быть не только не сняты, но и усилены. В качестве серьезности своих намерений Соединенные Штаты вчера провели испытание сверхмощной бункерной бомбы, способной уничтожать даже самые укрепленные военные базы. Пентагон в этой связи недвусмысленно дал понять, что в качестве «потенциальных целей» данного вида вооружения рассматривает именно иранские объекты.
Но, похоже, новая эпоха во взаимоотношениях ИРИ и Запада уже началась. Комментируя обстановку по возвращении на родину, Зариф подчеркнул, что свою действующую ядерную программу Тегерану удалось отстоять исключительно благодаря «твердости и настойчивости». «Ни один из действующих заводов мы закрывать не станем, — многозначительно сказал он. – Отныне Иран будет говорить с Европой и Америкой на равных».
«И действительно, здесь срабатывает некий закон равновесия, — отметил в комментарии ГолосUA французский эксперт в области международного права Кристиан де Мийен. – Умело используя желание Запада отменить порядком надоевшие и устаревшие санкции, Тегеран заявил о себе, как о серьезном государстве, с мнением которого – хочется это кому-то или нет – рано или поздно придется считаться».
Согласно официальной информации, главный многосторонний документ будет подписан ИРИ и «шестеркой» лишь в июле текущего года. Тем не менее, наблюдатели в один голос заверяют международное сообщество, что вопрос «потепления» взаимоотношений Ирана с ЕС и США решен. Обратного пути нет.