Андрей Кислов
17:12 03/02/2020

Зеленский и Эрдоган обсудили ЗСТ: станет ли Украина «сырьевым придатком» Турции

Зона свободной торговли, которой добивается турецкая сторона невыгодна Украине — считают эксперты. Ведь, пока ЗСТ обсуждали, украинская промышленность пришла в упадок, а в агросекторе Турция- конкурент.  В политическую помощь же Анкары не верят и турецкие эксперты.

«Сырьевой придаток Турции»

Президент Владимир Зеленский принял президента Турецкой Республики Реджепа Эрдогана в Мариинском дворце Киева. 

«Мы обо всем говорили: и о дорогах, и о жилищном фонде, и о предприятиях. Есть подробнее рассмотреть транспортную инфраструктуру», — заявил Владимир Зеленский.

Стороны подписали соглашение о военно-финансовом сотрудничестве, которое предусматривает помощь Украине и поставки АН-178.

Отметим, что Эрдоган прилетел на восьмое заседание Стратегического совета высокого уровня Турция-Украина. Предыдущее, седьмое заседание этого совета прошло, 3-4 ноября 2018 года, когда Турцию посещал президент Порошенко. Следующее заседание должно было пройти в Киеве в 2019 году, но оно не состоялось.  

Когда Президент Владимир Зеленский летал в Анкару в августе, Эрдоган напоминал: «Наконец настало время финализировать переговорный процесс по заключению соглашения о свободной торговле, переговоры о котором продолжаются уже много лет».

Эксперты отмечали, что ЗСТ с Турцией несет угрозы. Хоть торговое сальдо пока в пользу Украины, динамика роста турецкого импорта составляет 27%, в то время как украинский экспорт в эту страну сократился на 0,4%. По многим товарным позициям Украина и Турция прямо конкурируют на мировых рынках.

В частности, по объемам производства сельскохозяйственной продукции страна занимает 6-е место в мире и первое — в Европе. При этом по размерам экономики Турция занимает 17-е место в мире и 6-е — в Европе.  А ВВП Турции в 9 раз больше, чем в Украине

Исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин отмечал в СМИ: «Надо понимать, что все турецкие электрометаллургические комбинаты работают на украинском металлоломе. Зато много конечной продукции, которая продается в Украине, поступает из Турции. Уместно ли быть сырьевым придатком Турции, в которой мы же потом и покупаем одежду и те же изделия из металла – вопрос».

По его мнению, ЗСТ может привести к тому, что Украина будет продавать сырье без добавленной стоимости, покупая взамен готовые товары, производство которых в Украине станет невыгодным.

Тем не менее, посол Украины в Турции Андрей Сибига сообщил, что согласовано уже более 95% положений соглашения о зоне свободной торговли. Он высказал убеждение, что единственным сдерживающим фактором для роста товарооборота между странами является отсутствие Соглашения о ЗСТ.

 «Сегодня цифра составляет более 4 млрд долларов США и, если сравнивать с позапрошлым годом, в 2019-м мы имели рост более 9%», — констатировал он.

Однако, когда переговоры о Зоне свободной торговли только начинались, товарооборот был выше нынешнего в полтора раза.

Стратегический совет высокого уровня между Украиной и Турецкой Республикой был создан 25 июня 2011 года, когда Реджеп Эрдоган был премьер-министром. Первое заседание состоялось в декабре 2011 года во время официального визита Виктора Януковича в Турецкую республику. В сентябре 2012 года – в Киеве состоялось второе заседание совета, в октябре 2013 – третье.

К концу 2012 года товарооборот составил 6,15 млрд долларов, что на 469,5 млн долларов больше, чем в 2011 году. Украина удерживала положительное сальдо в двусторонней торговле, составляющее 1,5 млрд долларов.

Тогда украинские и турецкие официальные лица говорили, что руководство двух стран поставило задачу в ближайшей перспективе вывести товарооборот на уровень 10 млрд долларов и до 2020 года довести его до 20 млрд долларов.

«Посредник, которого никто не хочет»

В 2012-м году задачу на подписание Соглашения о ЗСТ с Турцией тогдашнему министру экономического развития и торговли Петру Порошенко поставил Виктор Янукович. В 2013 году переговоры о ЗСТ прошли 25 июня 2013 года, когда состоялся визит в Турцию вице-премьера Юрия Бойко.

Тогда писали, что Украина импортирует из Турции текстиль, продукцию машиностроения, бытовую химию, продовольствие. А экспортирует в Турцию стальной прокат, уголь, минеральные удобрения и другую продукцию химической промышленности. Крупнейшими отечественными предприятиями, работающими на турецкий рынок, являлись «Метинвест», «Криворожсталь», Сумское НПО им. Фрунзе, Одесский припортовый завод и концерн «Стирол».

С тех пор многое изменилось – промышленное производство в Украине сократилось. Экономист Александр Охрименко, ссылаясь на Индекс промышленного производства к 2010 году, заявил в СМИ: «До Майдана был рост промышленного производства — небольшой, но рост. После Майдана падение, и это падение фактически продолжается. Время от времени ситуация немного улучшается, но потом опять ухудшается. Если сравнить декабрь 2019 с декабрем 2010 года, получается, что промышленность Украины на 22% меньше».

Тем не менее, в 2016-м году тема ЗСТ в межгосударственном диалоге вновь актуализировалась после подписания президентами Проршенко и Эрдоганом Декларации о стратегическом партнерстве.

В течение 2016-2017 годов стороны провели серию переговоров на уровне глав государств и правительств. Звучали прогнозы, что Соглашение до ЗСТ может быть подписано до конца 2016 года, затем –до конца 2017 года, однако они не оправдались. В июле 2019 года МИД заявлял о готовности к подписанию на 99%.

Однако, когда Президент Зеленский через месяц поехал в Турцию, о ЗСТ он не говорил. Только приглашал турецких бизнесменов восстанавливать инфраструктуру на востоке Украины и открывать в украинских гостиницах казино. Дескать, это будет «стимулировать развитие туристического кластера региона возле Черного моря».

С турецкой стороны раздаются заявления, что бизнес-составляющая недостаточна для Украины и Турции. «Четыре миллиарда долларов товарооборота – это ничто. Мы должны увеличить его и способствовать бизнесу, сотрудничество должно быть более интенсивным. Это номер один», — заявил председатель группы дружбы Турции и Украины Великого национального собрания  Турции Йылдырым Тугрул Тюркеш.

Он так же отметил, что Турция в хороших отношениях и с Украиной, и с Российской Федерацией. «Мы пытаемся взять на себя роль в решении некоторых вопросов». Впрочем, Deutsche Welle писала, что Турция- посредник между Украиной и Россией, «которого никто не хочет».

Соли Озел, профессор международных отношений стамбульского университета, заявил DW, что Турция пытается в глобальных делах «произвести впечатление, что ее слова имеют значение», а Эрдоган пытается представить страну турецкому обществу «как важное государство», но посреднические намерения в украинском кризисе не будут иметь успеха.

Читайте также по теме