25 августа Рада приняла закон о повышении минимальной зарплаты до 5000 гривен. В тот же день депутаты ратифицировали меморандум с Евросоюзом о кредите на 1,2 млрд евро. Как отмечают эксперты, условия, под которые мы получаем вторую порцию из этого кредита, значительно усилят зависимость Украины. Продолжат ли депутаты под «шумок» громких инициатив «протаскивать» сдачу нашего суверенитета, рискнут ли принять законы о локализации и индустриальных парках в выгодной для украинского производителя редакции, какими цифрами порадует нас госбюджет, а также, что еще интересное будет происходить в ВРУ этой осенью, – разбирался ГолосUA.
Прогнозы депутатов
Председатель фракции «Слуга народа» Давид Арахамия рассказал о законопроектах, которые могут быть рассмотрены на очередной сессии Верховной Рады.
Депутат отметил, что заседание ВР 1 сентября начнется в 12:00, потому что «утром родители хотят провести детей в школы и вернуться на работу».
«Что касается повестки дня, еще не было Согласительного совета. Но в целом вся сессия, весь сезон будут посвящены, в первую очередь, конечно, подготовке к бюджету 2021», — сказал Арахамия и объяснил, что это длительный и сложный процесс, поэтому к нему нужно качественно подготовиться.
Также депутат отметил, что другим вопросом, вероятно, будет очередной пакет законов, стимулирующих экономический рост.
«У нас есть, например, замечательный закон об индустриальных парках, который надо как можно скорее принять. Второе — это закон о локализации, которым мы отдаем предпочтение украинским производителям в машиностроении. Много критики от европейских партнеров слышим, но мы считаем, что надо защищать украинское машиностроение и, вообще, украинскую промышленность. Потому что сейчас, в период коронакризиса, все страны пытаются защитить свою экономику», — сказал Арахамия и добавил, что Украина также должна двигаться по этому пути.
Также «Слуга народа» Елена Мошенец добавила, что особого внимания требует закон о народовластии, принятый в первом чтении. Очень много споров относительно этого закона, и думаю, что мы его, наконец-то, примем, и украинцы смогут инициировать определенные вопросы на референдуме и, что тоже важно, отозвать депутата в зависимости от того, довольны ли они его работой», — рассказала депутат.
Экономический блок
Особого внимая, согласно причинно-следственной логике, заслуживает как раз экономический блок. Ведь как раз от него зависит наполняемость бюджета и отношение народа к нардепам.
Хотелось бы подчеркнуть, что в администрации Трампа считают, что ссылки в украинском законопроекте о локализации на якобы похожие американские законы – неправда. Об этом говорится в письме из администрации президента США, адресованном председателю профильного комитета Верховной Рады и еще ряду украинских чиновников.
Отметим, что так называемый законопроект «о локализации» — проект №3739, который меняет правила госзакупок в области машиностроения. В пояснительной записке авторы проекта ссылаются на два действующих американских закона, которые якобы имеют схожие с украинским проектом нормы и обязывают американские госкомпании покупать американские товары.
В письме представитель администрации Трампа объясняет, что американские Buy American Act (принят в 1933 году) и American Recovery and Reinvestment Act (2009) действительно создают преимущества для товаров, произведенных в США, или в любом государстве Всемирной Торговой Организации (ВТО), потому что по условиям ВТО Штаты также должны предоставлять иностранным товарам или компаниям право на госзакупки в своем государстве. Это касается и украинских компаний и товаров.
«США гарантируют украинским компаниям, украинским товарам и услугам равный с американскими доступ к государственным закупкам в сферах, подпадающих под соглашение ВТО по госзакупкам», — говорится в письме.
Поэтому законопроект о локализации нарушает обязательства Украины не только в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС, но и ВТО.
Ясно, почему здесь высказывается именно представитель администрации, а не сам Трамп. Ведь как раз не так давно сам президент США намеревался покинуть соглашения с ВТО как раз в части госзакупок. И почему-то в письме не упомянуты реальные цифры – сколько импорта на самом деле закупают США и как на практике поддерживают национального производителя.
Хочется подчеркнуть, как же Запад рьяно ополчился против украинских инициатив по импортозамещению. К сожалению, из-за этого все же есть существенный риск, что в проукраинской редакции законопроект, который реально мог бы стать первой ласточкой в векторе импортозамещения, будет провален. Ведь скажем прямо – у властей долги перед Западом, у олигархов – офшоры на Западе.
Госбюджет
Здесь интересным аспектом являются прогнозы Минэкономики, согласно которым до конца года в стране будет инфляция, а на ее динамику будет влиять усиление роли кредитного потока эмиссии денег. Также в ведомстве отмечают, что эмиссия нужна для стимулирования экономики. При этом возникают закономерные вопросы – при монетизации экономики на уровне 30% при норме в 100% у нас инфляция предложения, а не спроса, как на Западе. К слову, там деньги вливают триллионами, избыточную ликвидность стерилизуют различными механизмами, и почему-то инфляции не возникают. Но Украина же и не претендует на такие масштабы эмиссии, скажем так, как в Японии на 180%. Нам хотя бы до нормы дотянуть. А здесь достаточно лишь ограничить валютно-обменные операции.
Таким образом, даже если власти и рискнут нарушить условия меморандума с МВФ о «денежном голоде» и все же понемногу начнут печатать деньги, то вряд ли они пойдут в реальный сектор. Раз уж в Минэкономики прогнозируют инфляцию. Скорее – на некие нужды из серии латания дыр в бюджете. Чтобы дефицит был таким, как того хотят западные кредиторы.
По этим причинам действительно большой вопрос – а не «съест» ли все бюджетные надбавки инфляция. Именно в таком ключе хотелось бы, чтобы нардепы рассматривали госбюджет на следующий год.
Прогнозы экспертов
«Осень станет очень «жаркой» для парламента. Осталось очень много нерешенных вопросов, в частности, о Донбассе», — заявил политолог Руслан Бортник.
Также будет рассматриваться новый секвестр госбюджета, говорит политолог.
«Кроме этого, на повестке дня будут вопросы выборов и массовых протестов. Сессия ВР, которая продлится с сентября по февраль, будет переживать первые реальные испытания на прочность», — отметил он.
На работу ВР будет влиять фактор местных выборов, подчеркивает политолог Алексей Якубин.
«Кроме минималки, другие вопросы социальной политики также будут активно обсуждаться на этой сессии. Также может быть проголосован закон о референдуме во втором чтении. Кроме этого, интересно, что будет происходить с законопроектом о Донбассе. Сейчас ВР пролонгировала старый закон, и вопрос, каким будет новый законопроект, если за него будут голосовать», — заявил политолог.
Интрига также есть со статусами нардепов, инициативами об изменении народных петиций и возможности отзыва депутатов, говорит А. Якубин.
«Не исключаю, что будут корректировки в вопросе Кабмина. Возможны кадровые ротации в нем. Поскольку его программа не была утверждена. Также сейчас мы видим активизацию Минской контактной группы. В этом аспекте также может появиться ряд новых законопроектов. Ключевыми темами на предстоящей сессии ВР будут социальная политика, тарифы и вопросы, связанные с Донбассом», — отметил он.
Эта сессия будет очень «жаркой», говорит политический аналитик Руслан Бизяев.
«Вопросов будет очень много, экономическая ситуация не улучшается. Естественно, встанет вопрос об эффективности работы Рады. Фактически, эта осень станет для нее переломной. Либо Рада сконцентрируется на принятии действительно важных законов, либо стоит обратить внимание на то, что, согласно социологии, почти половина населения выступает за проведение досрочных выборов. Фактически ситуация может переломиться. Все зависит от того, насколько быстро им сейчас удастся сконцентрироваться, и монобольшинство действительно будет монобольшинством не только на бумаге», — отметил он.