Олег Пономарёв
15:04 18/01/2014

Железные дороги Израиля – метрополитен на всю страну (ФОТО)

Общая протяженность железных дорог Израиля относительно невелика и составляет порядка 750 километров. Однако, учитывая размеры страны и плотность заселения страны в центре и на севере, почти полсотни станций и достаточно разветвлённую схему, можно смело говорить, что «Ракевет Исраэль», («Железные дороги Израиля»), не только ведущий оператор, но и весьма популярный вид транспорта у израильтян. Об особенностях израильской «железки» узнавал собственный корреспондент ГолосUA в Израиле.
Израиль «прихватизировал» дороги, построенные турками и англичанами
Идея строительства железной дороги в Палестине впервые была озвучена  Мозесом Монтефиоре, евреем-финансистом из Великобритании, также строившим «диво дивное» и «чудо чудное» — метро в Каире (Египет). Условной датой рождения израильских железных дорог можно считать 1892 г., когда была проложена одноколейная дорога в 82 км из Яффо (сегодня это район Тель-Авива) в Иерусалим. В то время дорога занимала у пассажиров 4 часа по сравнению с сегодняшними 55 минутами. Что примечательно, та самая станция чудом сохранилась и сегодня в ней расположились музеи и развлекательный центр.
decoding="async" alt="" src="/images/items/2014-01/18/ag2sMYf0zZeIq0tO/image/1.jpg" />
В 1904 г. была проложена ветка из Хайфы в Бейт-Шеан, а еще через год, в 1905 г., пассажиры получили возможность напрямую добираться из Хайфы в Дамаск (Сирия). Немногим ранее – в 1900 г. грандиозный проект по строительству в Палестине железной дороги предложили турки, владевшие тогда Ближним Востоком. Они предложили связать железной дорогой Стамбул со святыми для всех мусульман городами Мекка и Медина. Проектом, получившим называние «Хиджаз», занимался лично турецкий султан Абдулла Хамид II, а вот техническую часть разрабатывали более «продвинутые» инженеры из Германии. В результате, дорога из Стамбула в Медину протяженностью в 2 тыс. км была построена, но пришедший к власти на этих территориях британский мандат так и не позволил туркам воспользоваться дорогой. Явно что-то предчувствуя, турки начали строить еще одну ветку из Палестины через Синайский полуостров вглубь Египта, но достроить ее не удалось. После того, как Палестина перешла под власть британской короны ветку из Стамбула через Палестину достроили до Каира. И сегодня израильские поезда ходят по тем же маршрутам, что и составы первой половины XX века.
Поезда заменяют израильтянам метро
Сегодня вся железнодорожная сеть страны — это ничто иное, как общепринятая в большинстве стран ЕС, США и Китае «европейская колея» шириной в 1435 мм. Однако Израиль не был бы таковым, если бы не привнес в общую практику свои «фишки»: особенность израильской ж/д системы — левостороннее движение, в то время как на автобанах – правостороннее. Все грузовые и пассажирские перевозки сегодня осуществляет компания «Ракевет Исраэль», возникшая буквально в 2003 г. Она является государственной и «подотчетна» Министерству транспорта.
decoding="async" alt="" src="/images/items/2014-01/18/ag2sMYf0zZeIq0tO/image/2.jpg" />
На сегодняшний день по 9 линиям железной дороги бегает порядка 410 пассажирских составов ежедневно. В каждом из них от 6 до 12 вагонов, часть из которых – двухэтажные. На некоторых участках дороги поезда разгоняются до 160 км в час. При этом, ни шума, ни тряски вы не почувствуете. Класс израильских пассажирских вагонов соответствует второму классу вагонов Германии, внутри слева и справа по два ряда сидений между которыми расположены столики. Из удобств: это, естественно, туалет в каждом вагоне, карта движения, бесплатный Wi-Fi, (кстати, он же есть и во всех междугородних автобусах), звуковое и визуальное сопровождение названий станций, плазменный экран с какой-то рекламой и фирменные пластиковые пакеты для мусора у каждого сиденья.
decoding="async" alt="" src="/images/items/2014-01/18/ag2sMYf0zZeIq0tO/image/3.jpg" />
Несмотря на то, что составы кажутся полупустыми, израильтяне довольно активно пользуются «железкой» даже на короткие расстояния. Так. Например, в 2010 г. был поставлен своеобразный рекорд: при населении Израиля в 8 млн. человек, «Ракевет Исраэль» перевез 36 млн. пассажиров. А учитывая сложность рельефа и дороговизну строительства подземки – поезд единственный и оптимальный на данный день вариант передвижения.
Штрафов за безбилетный проезд – нет. Но и проехать «бесплатно» нельзя
Продажа билетов осуществляется, как кассирами, так и автоматами. Второй вариант используется более широко. Например, поездка из Тель-Авива в Иерусалим стоит 23,50 шекелей или 58,75 грн. в одну сторону. Если вы выбираете поездку туда-обратно. Стоимость составит 42 шекеля или 105 грн. Экономия составит 12,5 шекелей или 31,25 грн. Скидка в 10% автоматически предоставляется при покупке билета туда и обратно.
decoding="async" alt="" src="/images/items/2014-01/18/ag2sMYf0zZeIq0tO/image/4.jpg" />
Пенсионеры имеют скидку в 50%. Также скидку 10% имеют студенты, а скидку 20% — дети до 10 лет. Бесплатно следуют дети до пяти лет. Поезда не ходят по субботам и религиозным праздникам, а также вечером в пятницу или перед праздником. Поезда ходят 2-3 раза в час, а в «час пик» количество рейсов увеличивается до 5 в час. С картонным билетом, на котором выбит путь следования и цена, вы проходите через автомат, фиксируется время начала пути. Время на билете не указывается, поэтому сесть можно на любой поезд с одним и тем же билетом.
decoding="async" alt="" src="/images/items/2014-01/18/ag2sMYf0zZeIq0tO/image/5.jpg" />
Во время пути по вагону пройдет контролер, чтобы проверить, не проехали ли вы больше оплаченного времени. На выходе с конечной станции покинуть вокзал можно только просканировав билет в автомате. Лично со мной в Тель-Авиве произошел неприятный случай: на конечной я вышел, а вот билет оставил в поезде на столе. Что-либо доказывать – бесполезно. Выпустили меня из вокзала только после оплаты всей суммы за билет из Иерусалима. Как таковых штрафов за безбилетный проезд в поездах нет, точнее – они есть. Но в моем случае контролеры поверили, и я оплатил только стоимость билета. А вообще-то, по правилам, сумма штрафа составляет цену трех билетов на данной линии из точки отправления поезда (вне зависимости от того, на какой промежуточной станции сел пассажир), до места обнаружения безбилетника плюс стоимость билета.
decoding="async" alt="" src="/images/items/2014-01/18/ag2sMYf0zZeIq0tO/image/6.jpg" />

Читайте также по теме