Реформа для учителя: путь в малоразвитые страны

В украинском обществе вряд ли найдется хоть одна семья, которая не имеет (или не имела) отношения к труду учителя. Детство каждого из нас связано с учителем. И это большое благо даровала нам социальная защита государства, закрепленная Конституцией. К сожалению, остальной мир не настолько прогрессивен в этих вопросах. Не случайно ведь в международном сообществе в 2001 году была принята программа «Образование для всех», одной из основных целей которой стало обеспечение начальным образованием всех детей школьного возраста. Но тогда в среде украинских педагогов лишь с сожалением относились к ним, детям тех стран, где образование считалось или большой роскошью, или ненужным использованием ресурсов. Могли ли мы предположить, что всего лишь 15 лет будет достаточно, чтобы довести и наше образование, и нашего учителя до уровня неразвитых стран?

Между тем, в силу своей важности для общества труд учителя всегда являлся государственным (и по уровню, и по характеру) видом экономической деятельности. В нем стабильно (не зависимо от политической ситуации в стране) было занято 8,9% работающего населения. То есть, почти каждый десятый работающий представлял систему образования. При этом, уровень демократии и социальной стабильности в стране определялся именно отношением государства к людям, которые формировали качественный потенциал для страны, чем и служили ей всю жизнь. Это касается и условий труда, и возможностей профессионального роста и карьеры, и пенсионного обеспечения, и, конечно же, высокого статусного положения.

К сожалению, современная государственная машина руками «новых бюрократов» по рекомендациям международных нуворишей и при «молчаливом протесте науки» цинично перемалывает все и всех… Немного «подчистили» научный мир, лишив его бюджетных средств и возможностей утверждать свои принципы образовательных реформ. Наступило время учителей…

Согласно информации МОН, в общеобразовательных учебных заведениях сегодня работает около 500 тысяч учителей. По состоянию на 2014 г. учителей было 503 875 человек, а в 2006 г. – 537 117. Таким образом, всего лишь за последние 10 лет учительский корпус, как минимум, уже сократился на 40 тысяч человек.

По заявленным ранее новым правительством стратегическим планам сокращению подлежат еще 10% учителей (50 000 человек). Профильное министерство к первому сентября планирует уволить 3,8 тыс. учителей. И это только официальная цифра. Поскольку в результате создания 142 опорных школ прекратят свое существование около 800 школ страны, как минимум 8-10 тыс. учителей останутся «за школьным забором». Аргументируя данное решение, власти апеллируют к международному опыту использования финансовых ресурсов: более высокой занятости учителя, количественного соотношения учителя и учеников и т.д.

В этом случае важно напомнить, что в странах с развитой демократией, например, в Швейцарии, годовая зарплата учителя составляет свыше $68 000. В Нидерландах, Германии, Бельгии, Корее, Ирландии, Японии, Австралии, Финляндии, Дании, Испании, США, Великобритании учитель получает от $40 000 до $60 000 в год. В Украине, в стране с глубочайшими традициями уважительного отношения к труду учителя, его социальной роли, ныне профессия учителя стала наименее востребованной и престижной. Этому способствует и низкий прожиточный доход учителя: в год он получает $2000!

Очевидно, увольнение 4 тысяч учителей позволит МОН оптимизировать ресурсы (а это 200 млн грн за год) для создания опорных школ. То есть, опорные школы формируются за счет сокращенных учителей, а не дополнительных субвенций, как пафосно заявляла власть.  

Относительно соотношения «учитель : ученик» (от этого уровня зависит финансирование учебных заведений, количественный состав учеников в классе), в мире тоже не все однозначно. Скажем, в Бразилии на одного учителя приходится 32,1 ученика; в Китае – 27,6; Корее – 18,2; Индонезии – 17,4; Финляндии – 16,5; Турции – 16,4; Нидерландах – 16,4; США – 15,3; Ирландии – 14,8; Швеции – 14,4; Словении – 14,1; Германии – 13,7; Новой Зеландии – 13,5; Англии – 13,4; Японии – 13,1; Дании – 12,7; Австралии — 12,6, Чехии — 12,4, Венгрии – 12; Израиле – 11,7; Швейцарии – 11,6; Исландии – 10,9; Италии – 10,8; Франции – 10,4; Австрии – 10,2; Испании – 10,1; Бельгии – 9,9; Греции – 9,7; Норвегии – 9,2, Португалии – 7,6. В Украине (по официальной статистике) соотношение 1:10. И это далеко не самый низкий показатель.

Примечательно, знают ли наши чиновники как обстоят дела в бразильских школах относительно качества школьногообразования? А может быть дело совсем не в соотношении? Может быть целью оптимизации является сведения системы до уровня стран третьего мира?

Собственно, и по возрастным параметрам украинские учителя не старше своих зарубежных коллег: международные данные подтверждают, что средний возраст учителя – 48 лет. Согласно данным ООН, в мире не хватает 8 миллионов учителей.

Очевидно, что государственные чиновники сегодня не в состоянии не только отвечать вызовам времени (для формулировки и осуществления реформ), они не в состоянии воспроизвести тот опыт и ту практику, которые составляли ценность нашего образованного общества. Безусловно, 40 млрд грн это не бюджет успешного образования! Может, стоит брать пример с США, где на образование правительство выделяет $809 млрд. Или, на худой конец, с Японии ($160 млрд), Германии ($154 млрд), Бразилии ($146 млрд), Франции ($123 млрд), Великобритании ($123 млрд)? Что же мешает нам двигаться в этом направлении?

Важно отметить, что реформа оптимизации школьного образования происходит нагло и цинично на всех уровнях государственной власти. Так, еще Законом Украины «О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины» от 24.12.2015 г. № 911-VШ принята норма относительно «сокращения работников общеобразовательных учебных заведений (кроме педагогических) минимум на 10%». МОН своим приказом № 433 от 13.04.2016 г. «О некоторых вопросах формирования штатных нормативов» дал распоряжение руководителям учебных заведений и образовательных организаций разработать на новый 2016-17 учебный год штатные расписания согласно новому закону.

Под давлением профсоюзов и общественности уже в мае 2016 г. приказ был отменен. Но цинизм чиновников состоит в том, что самые острые вопросы якобы реформ, они демонстрируют не в законах прямого действия («О высшем образовании», «Об образовании» и т.д.), а прячут в законах под кодовым названием «некоторые изменения». Так, украинскому обществу были предоставлены законы, касающиеся образовательной сферы с такими обтекаемыми формулировками (та же «оптимизация»), которые бы не раздражали педагогическое сообщество. При этом основные намерения бюрократы закладывают в законы «о внесении изменений». В данном законе также идет речь о «продолжении работы по оптимизации сети общеобразовательных учебных заведений, других областей бюджетной сферы, прежде всего, оптимизации сети общеобразовательных учебных заведений с сокращением их количества (примерно на 5% за счет объединения малокомплектных школ, изменения их типа и /или ступени, реорганизации и т.д.), повышения наполняемости классов, групп».    

Кого планируют увольнять в первую очередь?

Конечно же, пенсионеров или тех, кто  «подошел» к пенсионному возрасту. Во-первых, они являются носителями «старой школы и старых идей», значит, подлежат прямой люстрации. Во-вторых, будут уволены те, кто не принял идеи образовательных реформ новой власти. В-третьих, будут уволены те, с кем некомфортно чувствует себя руководство, а это, в основном, самодостаточный профессиональный потенциал школ. Таким образом, сокращение педагогического контингента позволит новой власти под прикрытием законов освободиться от неугодных.

Кто останется работать в новой школе?

К сожалению, тенденция последних десятилетий независимости свидетельствует о снижении уровня педагогической подготовки в университетах. В нынешнем году побиты все рекорды! В педагогические вузы принимали абитуриентов с самыми низкими баллами – 127 (по сравнению с другими вузами). И это после всех революционных преобразований? И после организованных выводов студентов местного педуниверситета  под стены ВР в поддержку «Закона о высшем образовании»? Куда же исчез патриотический накал молодых? Где их мотивация к преобразованиям страны? И что гарантирует им новая власть? Судя по последним заявлениям, готовность МОН ужесточить критерии получения студентами стипендий и является той благодарностью.

В текущем году МОН провело селекцию учительских кадров на предмет лояльности к нынешней власти, предоставив им право упрощения учебных программ для начальной школы. Кстати, предыдущий министр образования отчитался о работе по упрощению программ для 1-4 и 5-9 классов, осуществленных в 2015 году. Поэтому большой вопрос наших школ относительно «перегруженности, необходимости упрощения, создания их более интересными» — уже решен и отрапортован на заседании комитета Верховной Рады 16.02.2016 г.

Таким образом, МОН демонстрирует полную некомпетентность в решении вопросов преобразования украинской школы и учительского корпуса. Более того, МОН не владеет достаточным авторитетом в Кабинете Министров, чтобы полноценно отстаивать интересы образовательной сферы в стране, привлекать финансовые ресурсы для решения вопросов реформ. 

В вопросе сокращения педагогических кадров очень важно придерживаться эволюционного принципа: каждый человек понимает пределы своих профессиональных возможностей. У одних они не зависят от возраста, другие могут вообще не обладать профессиональными компетенциями и в молодые годы. Обратите внимание, кого родители выбирают репетиторами для своих детей – как правило, это люди в возрасте, получившие образование и основной профессиональный опыт в советское время.

Читайте также по теме