Цены на продукты и бытовую химию в украинских магазинах по-прежнему «кусаются», при том, что зарплаты в госсекторе, как и пенсии, давно и прочно «заморожены». Многие украинцы практически выживают, подчас отказывая себе в самом необходимом. О том, можно ли уже вскоре надеяться на снижение цен на товары первой необходимости, корреспондент ГолосUA расспросила директора Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексея Дорошенко.
-Алексей, как в ближайшее время могут измениться цены на товары первой необходимости?
—Прогноз следующий: основания для снижения цен по большинству групп товаров существуют, поскольку «пик» их роста уже преодолен. Единственный фактор, который может это как-то изменить — курсовые колебания. Но, при наличии макроэкономической стабильности, поставщики и торговые сети понемногу начнут стабилизировать ситуацию, снижая свою маржу, насколько это возможно. И так же, как и раньше, станут уходить в «минус», либо — работать с небольшой наценкой. Однако, подчеркну, это возможно только в условиях стабильности экономики.
-Какой временной промежуток стабильности нужен, чтобы цены стали падать?
-Два-три месяца не являются «длинным» периодом. Поэтому, если месяцев пять-шесть курс будет стабильным, бизнесмены начнут исходить из этого факта. Сейчас все внешние факторы для роста цен уже «отыграны», появились основания для их снижения.
-Какие группы товаров могут дешеветь медленнее, и от чего это зависит?
-Существует определенный, и очень существенный дефицит импортной продукции. Буквально на днях я общался с представителем Южной таможни, через которую в Украину попадает много товаров. Он рассказал, что в последнее время товаропоток резко снизился, по разным причинам. В том числе и из-за того, что до сих пор значительно завышается таможенная стоимость товара. В этом плане ничего не изменилось. Хотя, фактически отсутствует руководство фискальной службы, как и самой таможни. Но «правила игры», политика остались прежними.
-Какие еще факторы повлияют на конечную стоимость товаров первой необходимости?
-Мы уже наблюдаем конкуренцию между торговыми сетями. Мне кажется, что наложение штрафа Антимонопольного комитета привело к определенным разногласиям между ними. Раньше они всегда держались очень консолидировано, «играя» против покупателей и поставщиков. Сейчас появились некие сигналы, говорящие, что торговые сети начинают конкурировать между собой. Если это будет продолжаться, возможны «войны» между сетями, который лишь пойдут на пользу покупателям. К тому же, за первый квартал текущего года у торговых сетей на 20% «просели» продажи. И они вынуждены конкурировать между собой.
-Продукты подорожали неравномерно. Например, резко «подскочили» цены на яйца, курятину, шоколад и сладости. Чем это объясняется?
-Дорожают те группы товаров, где сложилась монопольная ситуация. У нас, фактически, один производитель яиц, то же касается и курятины. С подсолнечным маслом немного по-другому: его поставляют две-три компании, но этого также недостаточно для серьезной конкуренции. К тому же, производители растительного масла являются еще и активными экспортерами. И поэтому «увязывают» внутреннюю цену с внешней.
При этом, около 20% продуктов питания поставлялось к нам из России. В 2015 году примерно половина этого объема была заменена на продукцию ЕС. Стоимость таких товаров практически не повысилась, или поднялась настолько, что потребители этого не заметили.
-Очень подорожала бытовая химия, средства гигиены, памперсы, в частности. Почему? Мы их сами не производим?
-Украинских стиральных порошков на рынке — буквально 3-4%. Главный поставщик бытовой химии и предметов гигиены, памперсов занимает более 70% рынка всей бытовой химии, по порошкам — примерно 80%. И — диктует цены торговым сетям, а не наоборот. Ситуация могла бы быть совсем другой, если бы на рынке существовало три-четыре производителя, поставщика.
-Возможно, в эту ситуацию должны вмешаться АМКУ, профильное министерство?
-Я, как член Общественного совета АМКУ, внес предложения по рассмотрению положения монопольных поставщиков. Но АМКУ сейчас, что вполне логично, пытается решить споры 80% поставщиков с торговыми сетями, и просто не может бороться на всех фронтах. Поэтому проблема существования поставщиков-монополистов — следующая, которая появится на повестке дня Антимонопольного комитета.