/>
— Каким образом арест Тимошенко может притормозить движение Украины к подписанию соглашения? Ведь в МИДе, в Администрации Президента считают, что эта ситуация никак не повлияет на евроинтеграционные намерения Украины. Так ли это на самом деле? — Это повлияет самым негативным способом… Ведь технические переговоры будут продолжаться, а фактически существенных шагов в этом направлении не будет. И тогда никаких перспектив по поводу парафирования соглашения не будет.
— Может ли позиция европейских политиков, которые критикуют дело Тимошенко, повлиять на Виктора Януковича? — Президенту его советники рассказывают, что это не имеет никакого значения. И что ЕС подпишет соглашение с Украиной в этой ситуации. И, собственно, на сегодня ЕС не имеет единого мнения по этому поводу. Но в сложившейся ситуации шансы Украины ухудшаются. Ведь тут вступают в действие принципы морали и прав человека. Вопрос даже не в склонности к оппозиции, к Тимошенко… Просто в Европе с осторожностью относятся к странам, которые, с одной стороны, заявляют, что хотят быть в Евросоюзе, а с другой стороны, лидеры оппозиции в них сидят в тюрьме. Это диссонанс между провозглашенными намерениями и фактами внутренней политики. Так что Янукович это должен понимать. Иначе результат может быть таков: или же международная изоляция, в которой фактически и так находится Виктор Янукович, будет легализована, или же он все-таки переступит через свою позицию и пойдет на компромисс, потому что речь идет о лице и судьбе страны.
— Украинская власть возлагает большие надежды на поддержку Польши в этом вопросе… — Ситуация выглядит таким образом, что даже президентство Польши (в Совете Министров ЕС авт..) становится большой проблемой для политического ландшафта Польши и ключевых политиков Польши. Ведь там через 7 месяцев выборы. И разница небольшая между оппонентами. И если президент Коморовский и другие правительственные факторы не смогут достичь того, чтобы Янукович изменил свое мнение в отношении Тимошенко, тогда оппозиционная партия полностью использует это в свою пользу. Так что здесь есть исключительно внутренние польские вопросы. И если не последуют действия, тогда это будет говорить о неспособности польской власти повлиять на такого, как Янукович. Поэтому или Тимошенко освобождают, а если же нет, тогда возникает вопрос участия Виктора Януковича в саммите «Восточного партнерства» 29-30 сентября. Так что до этого времени Президент должен определиться. Иначе даже если он приедет на этот саммит, большинство руководители стран-членов Евросоюза и чиновники Евросоюза, не приедут. Есть уже информация, что не приедет президент Франции Николя Саркози и премьер Великобритании. То есть, сейчас саммит на грани. Польша сегодня, как никто другой, заинтересована в том, чтобы в этом году завершить переговорный процесс с Украиной. И она будет этому способствовать. Но и от нашей власти многое зависит.
— А достаточно ли делает и сделала нынешняя власть,чтобы был договор об ассоциации с ЕС? — Все остановилось сейчас. Правда, некоторые вещи правильные. Параметры, которых придерживались украинские переговорщики, правильные. Ведь были компромиссы, и они базировались на отстаивании украинских базисных приоритетов. И в то же время находились очень тяжелые точки соприкосновения с ЕС. Но сейчас это все, с политической точки зрения, может рухнуть. К тому же саммит "Украина-ЕС" в декабре. И если не будет компромисса, уступок со стороны Виктора Януковича, его может и не быть.
— Если дело Юлии Тимошенко закончиться обвинительным приговоров и если ее посадят, можно ли тогда надеяться на ассоциацию? — Нет. Тогда это будет полная изоляция команды власти и полная изоляция Виктора Януковича. Но, по моему убеждению, договор об ассоциации не имеет стратегического значения для Украины. Даже если его не будет, это не будет иметь глобальных политических последствий. А вот если, не дай Бог, не будет подписано договоров об углубленной зоне свободной торговли, тогда будет катастрофа.
— Почему?
— Если говорить о договоре, никакой ассоциации фактически нет. Ведь ничего нового там не будет прописано. А вот что касается договора об углубленной зоне свободной торговли, там есть вещи, которые фундаментальны, в общем, для европейского континента. Ведь если Украина входит в эти координаты, то политические последствия могут иметь, кроме прямого политического и экономического влияния на Украину, еще и последствия для самой Европы.
Почему Россия молчит об ассоциации и говорит о зоне свободной торговли? Ведь там прекрасно понимают, что подписание договоров об углубленной зоне свободной торговли между Украиною и ЕС — это мощнейший удар по российским намерениям, по Таможенному Союзу, по Евроазийскому пространству.