В мире продолжают расти цены на продукты питания, сообщили в продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO). И Украина не останется в стороне от этих процессов. О ценовых перипетиях рассказал ГолосUA экономист Олег Пендзин.
— Почему некоторое продукты стоят дороже, чем в ЕС?
— Во-первых, мы являемся крупнейшим производителем аграрной продукции, и для него нет разницы, куда эту продукцию продавать – на внутренний или на внешний рынок. Если бы у нас была госсобственность в аграрном секторе, то была возможность проводить интервенции для снижения цен. В тех реалиях, в которых мы живем сейчас, цены определяет рынок. Во-вторых, налог на добавленную стоимость в странах ЕС 5-8%, а в Украине — 20%. То есть украинская продукция для европейских потребителей обходится дешевле, чем нам. Если смотреть на перечень социально значимых продуктов, который составляет основной продуктовый набор украинцев, то, например, у поляков половина из этого списка будет стоить дешевле, чем у нас. Вместе с тем вопрос о госрегулировании цен власть даже не обсуждает. Единственный путь, который властью нормально воспринимается, — это повышение доходов населения. Действительно, потребителей не столько интересуют ценники, сколько то, что они могут купить на свою зарплату. К примеру, в Украине килограмм свинины сейчас стоит 116 гривен, а в Швейцарии – около 700 гривен. Но мы не слышали о голодных бунтах в Швейцарии, так как у них на питание уходит 10% семейного бюджета. Украинцы же сегодня на питание тратят 50% своих доходов. По этой причине главой проблемой является не величина ценников, а соотношение цен и доходов.
— Как можно помочь украинцам?
Сегодня государство сняло с себя ответственность за регулирование цен на социально значимые продукты, однако оно готово адресно помогать неимущим украинцам. Но ресурсов мало. К примеру, в США цены на продукты не регулируются, но бедное население имеет право на продуктовые талоны. Их можно отоваривать в любом супермаркете. В рамках этой ежегодной программы на 70 млрд долларов продукты бесплатно получают 40 млн американцев. Таким образом поддерживается местное фермерство и снимается проблема голодного населения. Украина же такими деньгами не владеет. Минсоцполитики каждый месяц публикует фактический прожиточный минимум. Для неработоспособного человека он составляет 4,5 тыс. гривен при средней пенсии 3,2 тыс. гривен. Потому вопрос, как выживают пенсионеры, открытый. Однако идти путем адресной помощи, как в США, все же необходимо. Нужны фонды для закупки продовольствия всем нуждающимся. Но, к сожалению, реализовать это на практике сейчас невозможно.
— Имеют ли наши западные кредиторы влияние на цены?
— Нет. Единственное, они требуют, чтобы не было разных цен для разных групп потребителей. Согласно их мировоззрению, ценообразование должно формироваться на рыночной основе. Они выступают за то, чтобы цена на газ для населения и промышленности была одинаковой, поскольку две разные цены на рынке являются основной для коррупции. А тем людям, которые не могут оплачивать эту цену, нужно предоставит адресную помощь. В вопросе энергоносителей существуют субсидии, а вопросе продовольствия этого нет. Поэтому траты украинской семьи на питание составляют 50% доходов.
— Кто получает главную выгоду от нынешних цен на продукты?
— Производитель. Мы платим цену в полном объеме. Когда на мировых рынках цена активно растет, то государство получает экспортную выручку, а трейдер – сверхдоход. Но мы к этим процессам не привязываемся. Для нас, потребителей, рост цен на мировом продовольственном рынке невыгоден. Напомню, за год яйца выросли в цене примерно на 100% из-за подорожания кукурузу, которая входит в комбикорм. Серьезно подорожало подсолнечное масло, поскольку на мировой рынок со спросом вышел Китай, который наращивает свои продовольствие резервы. Это привело к росту цен на мировом рынке.