О.Цыльвик: «Украинский потребитель — самый бесправный в своей стране»

Не секрет, что качество продуктов в Украине оставляет желать лучшего. На внутреннем рынке страны массово торгуют фальсифицированной продукцией. Большой риск сегодня представляют некачественная молочка. Вероятность нарваться на фальсификат и  продукцию с антибиотиками или с бактериологическим загрязнением очень велика. Не опасными для жизни продуктами, хотя и не всегда очень качественными, у нас могут считаться кофе, чай, крупы и шоколад. В Европе государство обеспечивает наличие на рынке безопасных для здоровья продуктов, а вопрос качества регулируется ценой. В Украине де-юре есть такая же система, но не де-факто она инее работает. О ситуации с безопасностью  пищевой продукции в Украине ГолосUA рассказал глава правления Союза потребителей Украины Олег Цыльвик.

— Олег, рынок продуктов в Украине наводнен фальсификатом. Кто отвечает за контроль безопасности пищевой продукции?

— У нас сегодня за безопасность пищевой продукции отвечает Государственная служба по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей при Кабинете министров. Эту службу создали, объединив в нее функции крупных структур — ветеринарной инспекции, санитарной службы и защиты прав потребителей, также включили туда ценовую инспекцию, службу контроля туризма, пробирную службу и т.д. Туда «напихали» очень много. С апреля 2016 года эта Госслужба получила руководителя. Де-факто она создана еще в октябре 2014 года, а реально заработала с апреля прошлого года.

К сожалению, эта служба малоэффективна в сегодняшних реалиях. Связано это с тем, что многие службы объединили в единую и обещали реформу, а де-факто набрали тех же людей, которые сидели на прежних схемах поборов. Санитарные темы остались те же — и ветеринарные липовые справки выдают, и санитарные фиктивные справки тоже, то есть все старые схемы остались. Ничего для рынка фактически не изменилось. Они как ходили три инспекции на проверки, так и продолжают ходить.  От одной службы идут инспекции — ветеринары, санитары и пр. Единого акта до сих пор не утверждено. Получается, что мы живем сейчас в правовом вакууме. Есть структура, которая должна отвечать за безопасность продуктов питания, но де-факто она не работает по многим причинам. Она не функционирует и сможет ли она в нормальном режиме заработать, у нас, представителей общественности, вызывает большие сомнения.

— Как быть простым потребителям, чтобы защитить себя от покупки некачественных продуктов?

-У нас полный правовой нигилизм, когда защитить свои права в судах нельзя, когда уполномоченный государственный орган не работает, когда правительство в очередной раз вводит мораторий на проверки бизнеса. Как нормальному европейцу объяснить, то государство не выполняет свои конституционные нормы? Так зачем тогда такое государство. Если в Конституции прописаны все права граждан, но они не выполняются – это уже вопрос к гаранту Конституции. Это вопрос полной деморализации государственного сектора. Если в Европе потребитель ставится как король рынка, потому что именно он оплачивает все продукты, коммунальные услуги, — в любой транзакции, которая в государстве проходит, есть участие потребителя. В Евросоюзе подсчитали, что у них 57% внутреннего валового продукта формируется за счет потребительских расходов. Потребитель — это самый главный внутренний инвестор Украины и самый бесправный, никому не нужный, оставленный на произвол судьбы. На украинского потребителя, грубо говоря, всем плевать, бизнес консолидировался, защищает свои права, крупный бизнес борется с мелким и средним бизнесом, а о потребителе все забыли. Он как-то пытается выживать.

— Как часто украинцы жалуются на плохое качество продуктов в Союз потребителей?

— К нам поступают массовые жалобы, телефон просто разрывается. Люди страдают от интернет-магазинов, от ФОПов и пр. Сегодня дошло до того, что не выдают товарные чеки покупателям. Недавно мы провели исследование по рынку цемента. Когда вы приезжаете в магазин купить цемент, вам просто-напросто не дают товарный товар. На вопрос, почему вы продаете продукцию и не даете товарный чек, нам ответили, что руководитель запретил работникам выдавать чеки. Нет товарного чека – не действует законодательство по защите прав потребителей.  Другой продавец дает товарный чек, но у него лежат две пачки чеков — одна без печати, другая с печатью. То есть, покупателю дают просто бумажку, на которой указывают, какой товар вы купили. Однако по ней вы не можете идентифицировать, кто продал вам этот товар, какова его спецификация и т.д. Также лежит у продавца стопка чеков с печатями, но их выдают только тем покупателям, кто покупает много товара. Такой чек с печатью выдается для предъявления дорожной службе полиции в случае, если машину остановят. Реально государство идет не тем путем.

— Как украинские производители, допустим, мясной продукции, со своими некачественными товарами планируют попасть на европейский рынок?

— Основное требование Евросоюза, о котором почти не упоминают власти, – это то, Украина взяла на себя обязательство в течение трех лет после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, привести уровень защиты потребителей в нашей стране в соответствии с требованиями Европейского Союза. Как только заработает эта система, возможно, будет рассматриваться вопрос беспрепятственной миграции нашей продукции в Европу. До этого момента мы будем проходить сертификацию, нас будут «гнобить», но пока у нас не будет работать эффективная система рыночного надзора, которая будет предотвращать попадание на рынок фальсификата, некачественной небезопасной продукции, нас в Европу не возьмут. Не секрет, что нашу мясную продукцию Евросоюз до сих пор не принимает. Курятина еще как-то могла «проскочить», и то очень маленькими партиями, а все остальное под запретом. Например, сухое молоко, в котором после переработки нет вообще ничего, разумеется, нам не разрешили завозить в Европу. В ЕС принимают от Украины то, что мы не можем испортить – например, лесные ягоды, мед, продукты органического происхождения. К слову, для того, чтобы завезти в Европу мед, его нужно испытать по 140 параметрам. А весь «непотріб» идет на внутренний рынок, которому все скармливают. Все эти купленные липовые справки на продукты не дают  гарантии безопасности людям — никто не знает, отравишься ты или не отравишься.

— Это касается и поддельной водки…

— В большинстве стран, которые стараются заглушить страдания и боль народа, водку делают дешевле. Поскольку все равно народ так или иначе пьет, и если у него нет денег купить нормальный продукт, он будет пить то, что может купить. Вопрос в том, что  государство обязано обеспечить, согласно Конституции,  в продаже только  безопасную продукцию.  Не важно какого качества эта продукция, может быть, она будет источать неприятный запах, пахнуть, например, кирзой, но  человек не должен умереть от  этого продукта. Качество каждый выбирает себе сам — один  человек купит себе водку за сто долларов, а другой — за  50 грн. И той, и той водкой человек не должен отравиться. У нас, к сожалению, эти функции государства  почему-то не выполняются.   Фальсифицируют не только продукты. Посмотрите, мебель, строительные материалы… Сколько скандалов уже было, когда закупили, например,  линолеум с повышенным содержанием формальдегида, от которого реально люди получают отравление, у детей болела голова  и т.д. То есть, любая продукция, которая существует на рынке,  должна быть в  первую очередь безопасной. У нас государство не занимается даже просветительской деятельностью, чтобы люди знали свои права. К примеру, что касается продажи якобы органической продукции. У нас в Киеве есть сеть магазинов, которая декларирует, что она продает экологическую продукцию. Реально там продают ту же продукцию, что и в обычных супермаркетах, только с  наценкой в 20%. И плюс – у  них нет вообще никаких   документов на эту продукцию.

Читайте также по теме