О. Устенко: «Программа Food stamps не имеет ничего общего с советскими талонами на продукты»

Новость о возможном введении в Украине «продуктовых талонов», озвученная в Офисе президента, если не стала информационной бомбой, то нешуточно взбудоражила украинское общество. Мнения – как экспертов, так и простых украинцев – как всегда, разошлись. Кто-то назвал инициативу прогрессивным методом защиты малообеспеченных граждан, кто-то – возвратом во времена СССР. Прояснить ситуацию мы попросили советника президента Украины по экономическим вопросам Олега Устенко.

– Олег, перспектива введения в Украине так называемых «продуктовых талонов» вызвала немало дискуссий. С чем связано появление такой инициативы?

– Первое. Ситуация на внешних сырьевых рынках достаточно негативная – в том плане, что цена по продовольственной группе будет увеличиваться. Украина, равно как и любая другая страна, работает с инфляцией внутренней. А в данном случае речь идет о рисках, связанных с так называемой «импортируемой инфляцией», которая находится за пределами возможностей управления каждой отдельно взятой суверенной страны. Поэтому и повлиять из Киева на реализацию глобальных «импортируемых» рисков мы не сможем. Не смогут это сделать и центральные банки других стран, которые точно так же, как и мы, столкнутся с этой проблемой. К слову сказать, об усилении подобного рода рисков несколько дней назад уже предупредил все страны и МВФ. Разумеется, в экономике все события – и плохие, и хорошие – имеют вероятностный характер. Но сейчас, с высокой долей вероятности я считаю, что данное негативное событие в виде инфляционного внешнего шока может реализоваться. Было бы абсолютно безответственно – как это обычно делалось в Украине десятилетиями – спрятать голову в песок и делать вид, что геоэкономическя ситуация абсолютно благоприятная. Выход один: надо готовиться к возможной реализации подобных рисков. И если настанет момент, то «вскрыть конверт» с четким пошаговым планом действий.

– … который заключается в введении в Украине «продуктовых талонов»?

– Никогда в новейшей экономической истории Украина не готовилась ни к каким внешним экономическим рискам. Любой риск по факту обсуждался и обрабатывался только после того, как он уже реализовывался. Причин много – от обычного головотяпства и разгильдяйства и «авось пронесет» до нежелания и неумения просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед. Тот старый архаичный подход «ничегонеделания» себя изжил. Мир стал очень подвижным. Изменения, которые происходят в геоэкономике настолько обширны и настолько стремительны, что нереагирование на них означает осознанное принятие угроз для безопасности страны.

Если говорить о текущей угрозе инфляции, то мы говорим о ее увеличении на несколько процентных пунктов по сравнению с той расчетной инфляцией, которая заложена в госбюджет – то есть, в пределах 10%. Это выше, чем ее расчетный уровень, но это практически такой же уровень, как в предыдущем 2021 году, и в 10 раз ниже той куммулятивной инфляции, которая была в 2014-2016 годах и составляла 100%. То есть, тогда стоимость потребительской корзины выросла в два раза. Ну вот и решайте, что лучше – пустить все на самотек, как тогда, и надеяться на чудо, или заняться выстраиванием защиты.

– По вашим прогнозам, из-за высоких инфляционных рисков на мировых рынках продукты в Украине скоро подорожают на 10-20%…

– Инфляция бьет по всем категориям населения. Но наиболее сильно – прежде всего, по малообеспеченным, незащищенным. Именно у них меняется структура потребительской корзины – большая сумма должна будет уходить на продукты питания. Поэтому, учитывая, что в любом государстве, и в Украине в частности, есть объективный ограничитель, связанный с возможностями госбюджета, было бы логично сосредоточить помощь именно для малообеспеченных гражданах. Они – те, кто должен получить прямую адресную помощь от государства в случае реализации риска, связанного с возможным ростом цен на продукты питания.

– Через какие каналы будет распределена эта помощь?

– Государство, исходя из того мандата, который у него есть, обязано поддерживать своих граждан, особенно малообеспеченных. Ты можешь это сделать прямой субсидией – наподобие коммунальных. Можешь сделать дополнительные платежи – одноразовые или несколькоразовые выплаты – для компенсации увеличенной стоимости продуктов питания именно для социально уязвимых слоев населения. Еще один возможный вариант, который десятилетиями используется в США – это food stamps.

– Это то, что назвали «талонами на продукты»?

– Речь точно не идет ни о введении талонов, карточек или чеков, потому что это совершенно разная природа. В Советском Союзе были условия, связанные с необходимостью регулировать и управлять распределением продуктов при их полном или частичном отсутствии. Там был тотальный  дефицит. Сейчас речь идет не о том, что есть дефицит, не о том, что он может быть – это вообще не обсуждается. Речь идет о поддержке. Когда полки магазинов ломятся от продуктов, а бедный человек не может их купить. Скажите, разве это не по-христиански – помочь ему купить эти продукты, если и без того его сложные условия окажутся еще более усложненными? Разве нормально осознанно пускаться – как это делает часть политиков – в полную дискредетацию идеи необходимости помощи нуждающимся? Разве раздутый надуманный диспут вокруг дополнительной социальной помощи от государства, от всех нас – граждан страны, должен быть сведен к словосочетанию «food stamps». Тогда надо бояться и дальше. Я бы советовал начать с «baby box». Потому что когда вы переводите «baby box» («пакет для малыша», государственная помощь для новорожденных – ред.), тогда надо говорить, что они получают «детский ящик». А это уже жутко. Food stamps – это программа. Это деньги, которые тебе зачисляются на банковский счет, и которые ты можешь использовать на покупку продуктов питания. Это просто одна из альтернатив, которая может рассматриваться в пуле альтернатив по поводу каналов распределения помощи. Вообщем, дискуссия идет. И очень хорошо, что она инициирована.

– Критики ваших инициатив, в частности, указывают, что food stamps, в случае внедрения программы, будут распространяться с использованием приложения «Дия», при этом смартфонами обладают, мягко говоря, не все малоимущие украинцы…

– Ты можешь это распределять и через «Дию», и прямым субсидированием, ты можешь делать дополнительные доплаты – как угодно. В конце концов, управленческое решение должно быть принято исходя из анализа затрат, скорости и удобства задействования любого канала распределения. Все остальное – это политические инсинуации. Мы живем в Украине, и было бы странно, если бы мы не заметили, что любой экономический вопрос моментально поднимается на флаги различных политических сил. И на этом фоне суть экономического вопроса вообще перестает кого-либо волновать – волнует только возможность получения политических очков. Что мы и наблюдали.

Читайте также по теме