Ирина Черныш
13:12 15/05/2021

Р. Бортник: «От земельной реформы выигрывают в первую очередь латифундисты»

В Украине с 1 июля планируют открыть рынок земли – парламент накануне принял один из последних законопроектов, необходимых для финала земельной реформы. Кому на самом деле выгоден рынок земли, с чем останутся фермеры, а также как он повлияет на цены на аграрную продукцию – ГолосUA выяснил у политолога Руслана Бортника.

— Руслан Олегович, кто в первую очередь выиграет от открытия рынка земли и насколько это выгодно для украинской власти?

— С июня 2021 года землю смогут покупать только физические лица до 100 га, а с 2023 года юридические лица. От реформы выиграют латифундисты, которые таким образом смогут легализировать свои земельные банки. У нас более сотни компаний, которые имеют земельные банки на 10 тысяч гектаров и больше. Также это выгодно для некоторых собственников земли, которые хотят, но не могут сегодня ее продать. Например, земля досталась от родственников, но у владельцев нет возможности обрабатывать или эффективно управлять этим активом. Кроме того, это выгодно украинской власти, поскольку это позволит генерировать некую экономическую активность, а также увеличивать налоговую базу через налогообложение сделок купли-продажи. Многие из власть имущих смогут лично поучаствовать в новом рынке и скопить свои земельно-финансовые капиталы. Иностранцы, за счет украинского гражданства или юридического лица, также активно поучаствуют в новом земельном рынке. И именно они финальные выгодоприобретатели.

— Выгоден ли рынок земли для фермеров?

— Такой рынок земли невыгоден фермерам, поскольку они смогут конкурировать за землю с большими агрохолдингами. В конечном итоге это не будет выгодно для украинского общества, так как изначально земля будет дешевой, и ее достаточно быстро сконцентрируют в своих руках агрохолдинги с иностранным капиталом. Из-за этого привязанность населения к селам уменьшится, люди начнут выезжать из малых населенных пунктов. Более того, при нынешних технологиях обработки земли много рабочих рук на селе ненужно. Украинское село быстрее вымирать. Известно, что более 1000 сел в Украине прекратили свое существование за 30 лет.  Вследствие этих процессов увеличиться поток миграции в города, а потом и за рубеж. Земельная реформа нанесет обществу и селу значительный ущерб. Ведь именно село является носителем украинской культуры и менталитета. С другой стороны, реформа может дать толчок экономике и госбюджету. Именно на это рассчитывает власть.

— Можно ли спрогнозировать тенденцию по росту цен на землю?

— На первых этапах стоимость земли будет составлять 1-3 тысячи долларов за гектар, хотя отдельные земли возле больших городов будут значительно дороже. В дальнейшем она может вырасти до 5 тысяч долларов, в зависимости от политической стабильности, долларовой инфляции и уровня мировых цен на продукты питания. Но даже после 2024 года цена украинской земли вряд ли будет сопоставимой, к примеру, с польской —  10-12 тысяч долларов или австрийской — 30-50 тысяч долларов. Этого не будет, поскольку нынешняя аграрная модель не обеспечивает достаточной конкретности и прозрачности, то есть свободных и открытых аукционов, когда за каждый земельный участок могли бы конкурировать разные компании, разные физические лица. Ситуация в Украине сейчас нестабильна и гарантии права собственности на низком уровне, поэтому украинскую землю будут продавать за бесценок. Через 10-15 лет это спровоцирует серьезные социальные кризисы, когда люди осознают, что они за бесценок потеряли свой главный жизненный актив.

— Ожидаете ли вы появления различных коррупционных схем?

— Конечно, открывать рынок земли необходимо, но для этого необходимы открытые и прозрачные аукционы. Также необходим качественный государственный контроль за использованием этих земель.

Также необходимо государственное стимулирование фермерских хозяйств в виде беспроцентных кредитов. Этого всего нет, и потому земельная реформа будет иметь «латиноамериканские» черты. Задачей государства является обеспечение максимально эффективной продажи земли по наивысшей цене и обеспечение сохранения социальной инфраструктуры через поддержку фермерских хозяйств.

— Как реформа повлияет на экспорт аграрной продукции и что будет с ценами в Украине?

— Голод бывает преимущественно в аграрных странах. В этом году мы видим кризис, возникший в связи с ростом цен на яйца, подсолнечное масло и сахар. Нерегулируемый экспорт товаров приводит к дефициту и, соответственно, к росту цены. По этим причинам даже интенсификация сельского хозяйства не гарантирует продовольственную безопасность. Крупные агрохолдинги заинтересованы продавать как много больше продукции за рубеж, игнорируя интересы украинского общества. Но, скорее всего, из-за реформы аграрное производство вырастет, поэтому вырастет и экспорт. Но необходимо, чтобы государство регулировало и поддерживало экспорт с высокой добавленной стоимостью. Например, не зерно, а макароны, хотя бы. Не мясо, а мясные продукты и консервы.

— Что должно государство, чтобы минимизировать риски земельной реформы?

— Наше сельское хозяйство, как это не парадоксально, полностью зависимо от импорта. Практически вся техника и сельскохозяйственная химия иностранного производства. Как итог: на каждый килограмм зерна или литра масла припадает 20-70% импортной составляющей. Без этих иностранных технологий мы не способны к товаропроизводству. Добавленная стоимость сегодня оседает за рубежом. А в офшорах оседают ключевые прибыли Украины. В стране остаются только невысокие зарплаты людям и невысокие налоги, которые остаются после офшорного отмывания. С этими явлениями государство должно эффективно бороться. Необходимо снижать внешнюю технологическую зависимость в сельском хозяйстве. Несмотря на то, что Украина занимает одно из ведущих мест в мире по производству продукции сельского хозяйства, мы до сих пор слабо влияем на их цену. Цены на нее формируются на международных аграрных биржах, где представительство Украины до сих пор незначительно. Украине необходимо развивать инструменты международного лоббизма, а также поддерживать свои аграрные холдинги, чтобы они могли конкурировать с транснациональными корпорациями. Нужно поддерживать фермеров, чтобы они создавали вокруг себя социальную инфраструктуру – рабочие места. При этом необходим жесткий контроль за тем, чтобы в аграрном производстве не разрушались черноземы и не отравлялись украинские воздух и вода. Нам тут жить. Пока наша земельная реформа выглядит крайне сырой и лепится буквально «на коленке», превращаясь еще в одну приватизацию. Сегодня, по сути, селяне получили аналогичные ваучеры под названием «доллары», за которые они все равно не смогут решить своих социальных проблем. Стоимость гектара украинской земли по цене нового Iphone – это «лакмусовая бумажка» для всей страны. Сейчас государство должно приложить максимум усилий для повышения цены на землю, чтобы эти деньги работали на украинскую семью и национальную экономику. Необходимо четко просчитать и социальный эффект от реформы. Ведь история преисполнена многочисленными примерами, когда те или иные государства приходили в упадок вследствие непродуманной аграрной реформы.

 

Читайте также по теме