В жаркую погоду нас то и дело тянет освежиться – выпить холодного сока или сладкой воды, съесть сочный фрукт. Насколько полезны и безопасны эти продукты? Об этом в интервью корреспонденту ГолосUA рассказал директор Центра экспертиз «ТЕСТ» Валентин Безрукий.
— Соки каких марок, из тех, что мы видим на полках супермаркетов – действительно натуральные?
— Соки, которые нам предлагают – они все натуральные. Когда делаешь тестирование, чаще всего речь не идет о том, что это фальсификат (за редким исключением гранатовых соков). Речь скорее идет о том, что вместо соков могут использоваться нектары. В нектаре содержание сока, в зависимости от вида ягод или фруктов может быть от 25% и выше. Например, для яблочного нектара содержание сока должно быть не менее 50%. Это может быть и 50%, и 60%, и 70%, в зависимости от производителя.
— Какие из фруктов, ягод и овощей наиболее вероятно окажутся натуральными?
— Яблочный сок в подавляющем большинстве будет самый недорогой. Цитрусовых тоже много, поэтому шансов фальсификации меньше. Но, чем дороже сырье, тем больше шансов того, что содержание его в соке будет значительно ниже. Если речь идет о грейпфрутах, более вероятна фальсификация. Гранатовые соки, как одни из самых дорогих, больше всего фальсифицируют. В исследованиях, которые мы в свое время проводили по гранатовым сокам, в 90% случаев использовались красители. А со всем, что имеет местное происхождение, соответственно будет меньше проблем. Те же томатные соки и нектары тоже можно спокойно изготовить из местных помидоров, или из томатной пасты.
— Каким странам-производителям больше доверия в плане качества?
— У нас вообще-то не так много стран представлено: Германия, Украина, я даже не знаю, Россия сейчас представлена, или нет. Польских соков я не встречал. Есть также распространенное направление сладких вод (например, это вода «Тархун»), которые представлены, вроде как Грузией. Почему я говорю «вроде» — потому, что, на самом деле, хоть этикетка и на грузинском, все производится в Украине. А они имитируют, что это – Грузия, «классические рецепты».
— Минеральных вод это не касается?
— Нет. Минеральные воды – это, к счастью, продукт немножко другой категории. Все воды – минеральные потому, что содержат минералы, так или иначе. Воды делятся на столовые, лечебно-столовые и лечебные. Их определяет содержание этих самых минералов внутри. Если на этикетке написано, что это – столовая вода, то, как бы она ни называлась — «Боржоми-лайт», «Миргородская-лайт», или еще что-нибудь в этом роде, это все равно – обычная питьевая вода. Более того, когда речь идет о лечебно-столовых водах и лечебных водах, их желательно употреблять исключительно после того, как вы посоветуетесь с врачом, и будете знать наверняка, что эта вода вам нужна. Потому, что, в ином случае, она принесет вам вред, а не пользу.
— Соки из каких фруктов, ягод или овощей более полезны в жару?
— Не имеет значения. Главное, чтобы было меньше сахара. Чем меньше сахара, тем напиток будет лучше утолять жажду.
— Можно ли давать детям соки для взрослых? Или лучше ограничиться исключительно детскими марками?
— Обычные соки нельзя давать только детям до 3 лет. Для них создали продукты, которые называются «для дитячого харчування». Фразы «детям от 3 лет», которые встречаются на упаковках соков – это просто игра словами.
— Есть ли сегодня проблемы с попаданием в напитки различных бактерий?
— Как правило, «тетрапаковские» соки – все стерилизованные. То есть проблем с микробиологией, благодаря упаковке, у них нет. Могут быть проблемы другого рода. Например, есть такое вещество – гидроксиметилфурфурол – это продукт разрушения естественных сахаров в сладких продуктах (то есть, почти во всех соках). Он достаточно опасен и, в принципе, считается канцерогенным веществом. Он появляется в процессе термической обработки. Обратная сторона безопасности по микробиологии – это термическая обработка. И чем она выше, тем больше шансов, что возникнет этот самый гидроксиметилфурфурол. Даже в яблочных соках, даже в яблочных пюре, включая детские, мы его находили. А вот, например, те же цитрусовые, они при меньшей температуре обрабатываются, поэтому и витаминов больше сохраняют, и проблем с гидроксиметилфурфуролом, как правило, чуть меньше.
— Как вы считаете, отразился ли мораторий на проверки на качестве украинских напитков? Как часто производится плановый контроль?
— Нечасто. Этот контроль производится тогда, когда производство организовывают. А в остальном проводятся те периодические проверки, на которые наложен мораторий. Но, если производитель создает новую линию, или новую марку, он обращается в лабораторию и делает техническое заключение. Но это не проверка контролирующих органов, а инициатива производителя, так как у него должны быть документы на новый товар, которые он предъявит в магазине или супермаркете.
— Насколько опасно употребление сладкой газированной воды? Какие компоненты могут входить в ее состав и как они влияют на организм человека?
— На самом деле вся сладкая газировка является, так называемой, «junk food» — то есть «мусорной едой». Это означает, что потенциальная польза от этого продукта – меньше, чем потенциальный вред. Какая-та польза есть: безусловно, это вода, там есть углеводы, минералы. Но. Во-первых, в ней слишком много сахара, во-вторых – допускается использование искусственных красителей, которые имеют ограничение для детей, например. Газировка делается, по большому счету, для того, чтобы срок годности продукции был хороший. Потому, что углекислый газ, который входит в этот продукт – это консервант.
— Можно ли квас считать альтернативой сладкой воде?
— Можно. Также альтернативой может стать холодный чай. Когда мы тестировали холодные чаи, мы идентифицировали, что они изготовлены из экстрактов чая.
— Сегодня запрещено продавать квас в бочках. Тем не менее, предприниматели продолжают продавать квас на разлив. Как вы считаете, его можно пить?
— Можно. Квас в бочках запретили продавать потому, что там были проблемы с микробиологией. А тот квас, который продается на разлив в кегах, там литров 50, не больше – поэтому их проще мыть. Если это нормальный квас, созревший, хороший, то – почему нет.
— Соковые напитки. Что можно сказать о них?
— В соковых, сокосодержащих напитках, содержание сока от 1% до 10%. Можете сделать вывод о пользе такого продукта. Он полезен только как вода, не более того.
— Фрукты и ягоды подвергаются тому же контролю, что и овощи на рыках и в супермаркетах?
— Опасность этих продуктов – только в том, что потребители забывают, что их вообще нужно мыть перед употреблением. Потому что фрукты, как правило, обрабатываются поверхностными консервантами. У яблок это один консервант, у цитрусовых – другой, но, в любом случае, он есть на поверхности для того, чтобы уберечь продукты от порчи при перевозке.
— То есть, при выращивании никакой страшной химией продукты не удобряют?
— При выращивании любая доза, которую вы можете себе представить, она может быть в любом фрукте или овоще.
— В теории, наличие пестицидов ведь должно проверяться на рынках?
— В очень глубокой теории. Потому, что проверяют у нас по нормативам и по списку тех ингредиентов, химических веществ, которые зарегистрированы у нас. Если этих пестицидов в списке нету, а они используются где-то на полях Испании, Колумбии и так далее, то здесь их в жизни никто не найдет. Потому что даже искать не будут.
— Обезопасить себя есть возможность в этой ситуации, или это своего рода лотерея?
— Самый безопасный способ – это употребление тех фруктов и ягод, которые находятся в нашем регионе. И употреблять их нужно в тот сезон, которому они свойственны. С очень большой натяжкой можно довериться органической продукции.
— Вы имеете в виду эко-продукцию?
— Нет. Экологически чистая и органическая продукция – это две совершенно разные вещи. «Экологически чистая» — это значит, что она не наносит вреда окружающей среде. А органическая – это та, которая выращивается без помощи химии. Но, как показывает опыт и наших тестирований, и тестирований наших коллег из Германии, проблем у органической продукции тоже может быть достаточно.
— Лесные ягоды, которые попадают на рынки – для них проводят радиологический контроль?
— Делают или нет я не знаю, потому что Ветеринарная служба, как и Санэпидемслужба, у нас считается расформированной. А новая служба еще не оформилась…