90% сделок на рынке недвижимости Украины занимает эконом-сегмент.
Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA заявил управляющий директор компании ARPA Real Estate Михаил Артюхов.
По словам эксперта, рынок расслоился: премиум и эконом-минус сегменты – наиболее популярны, остальные же замедлили свою активность или остановились.
«Причины вполне понятны: с одной стороны — это сократившийся спрос, а с другой — неэффективность систем продаж и маркетинга у застройщиков. Да, действительно, квартиры-студии и малометражные сегодня формируют спрос, однако он никоим образом не может заместить реальные потребности всех покупателей. Каким бы плохим ни был бы рынок, все равно найдутся покупатели, которые не будут жить в квартире площадью до 20 метров. Они будут арендовать жилье и ждать улучшения ситуации. Поэтому, на мой взгляд, в ближайшее время будет расти спрос на аренду качественного жилья по адекватной цене. Что касается долей сегментов в количестве сделок, то они, на мой взгляд, распределяются следующим образом: эконом-сегмент занимает 90%, остальные 10% приходятся на бизнес и премиум, — сказал М.Артюхов.
При этом эксперт добавил, что предпосылок для повышения цен в гривне нет.
«На самом деле, изменение курса доллара просто помогает покупателям принимать решения и совершать сделки, количество которых по-прежнему незначительно. В октябре цены на 10-15% «пошли вниз», и количество сделок моментально увеличилось. Если анализировать год в целом, то изменения цен на недвижимость мы наблюдали несколько раз: ноябрь-декабрь 2014 и февраль-начало марта 2015. Тогда многие застройщики пытались привязаться к доллару и в результате потеряли клиентов или снизили объемы продаж. Те, кто жестко не привязывал цены к валюте, остался в выигрыше и продолжил свои проекты. Дважды подняв цены и потеряв продажи, застройщики впоследствии вынуждены были ежемесячно предлагать скидки, тем самым потеряв доверие оставшихся покупателей. Этим, как правило, отличились крупные игроки рынка, такие как УкрБуд, Киевгорстрой, Stolitsa Group. Они-то и нарушили баланс на рынке продаж жилья. Теперь в большинстве случаев покупатель в ситуации высокой ценовой неопределенности настаивает на очень большой скидке. Раньше такая модель поведения была характерна для бизнес- и премиум-сегментов. Сегодня, редко какой покупатель, не пытается существенно «сбить цены» даже в эконом-минус сегменте», — сказал М.Артюхов.
Что касается больших апартаментов, то управляющий директор компании ARPA Real Estate заявил, что популярностью не особо пользуются апартаменты от 250 кв. метров.
«В розничном канале продаж эти квартиры — не ликвидны. Они больше в поле интересов инвесторов, которые занимаются редевелопментом, Доля таких инвесторов — 2-3%. Соответственно, увеличение этой ниши даже на 1% дает возможность некоторым директорам агентств недвижимости говорить о росте популярности таких квартир на 20-30%», — сказал М.Артюхов.